Волейбол

Программа направлена на самосовершенствование. Это процесс самостоятельного физического и умственного совершенствования. Воспитываются тактическое мышление, быстрота, координация и скоростно-силовые качества и умения.

Работа в кружке объединяет детей, интересующихся спортивными играми разного возраста. Воспитывает дух коллективизма, прививает интерес физической культуре и спорту.

Актуальность программы обусловлена тем, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься спортивными играми. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности в ориентировке в пространстве. Волейбол развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. В процессе игровой деятельности, занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Благодаря своей эмоциональности игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, способствует формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана данная программа, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

преподаватели

Бирюкова Надежда Владимировна

Содержание программы

Тема 1. Комплектование групп.

Теория: Знакомство с условиями приема в объединение «Волейбол» и перечень необходимых документов.

Форма контроля: Собеседование, инструктирование и сбор документов, наблюдение.

Тема 2. Введение в образовательную программу.

Теория: Знакомство с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Волейбол». Беседа о правилах безопасности на учебно-тренировочных занятиях, о режиме работы.

Практика: Спортивные игры на выявление физических способностей учащихся.

Форма контроля: Собеседование о выявлении первичных знаний об игре волейбол. Наблюдение с целью выявления уровня развития физических способностей учащихся.

Тема 3. Основы знаний.

Теория: Физическая культура и спорт. Сведения о строении и функциях организма. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Правила игры в волейбол. Форма контроля: опрос основ знаний по работоспособности организма и волейболу.

Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.

Теория: Значение общей физической подготовки для развития спортсмена.

Практика: Гимнастические упражнения. Упражнения на различные мышечные группы. Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения со скакалками, набивными мячами. Упражнения на гимнастических скамейках. Лазанье по гимнастической стенке, лестнице. Акробатические упражнения. Кувырки вперед и назад. Легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания. Подвижные игры. Эстафеты.

Форма контроля: Тестирование, контрольные упражнения и нормативы Тема 5. Технико-тактическая подготовка.

Теория: Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке.

Практика: Техника передвижения. Стойка волейболиста (ноги параллельно на одной линии). Ходьба, бег. Передвижения приставными шагами (лицом вперед, вправо, влево). Техника владения мячом. Действия без мяча. Перемещения и стойки: – стартовая стойка (И.п.),

в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; – перемещения приставными шагами спиной вперёд; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; – прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: – передача на точность, с перемещением в парах;- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё. Подача мяча: – нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность, – верхняя подача. Нападающие удары. Блокирование. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку 9 противником (сверху, снизу). Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4. Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади. Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Форма контроля: Тестирование основ знаний и умений выполнения техники приемов в волейболе, а также знаний простейших тактических приемов волейбола.

Тема 6. Контрольные игры и соревнования.

Теория: Разбор проведенных подвижных игр и игры в пионербол, волейбол по упрощенным правилам. Устранение ошибок в игре.

Практика. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по пионерболу, мини – волейболу.

Форма контроля: анализ игровой деятельности.

Тема 7. Контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке.

Форма контроля: Один раз в год (15-20 мая) в объединении проводится итоговая аттестация, т.е. контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке, в форме сдачи тестов по основам знаний, сдачи тестов по развитию физических качеств и контрольные нормативы по волейболу.

Цели программы

Цель программы – создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей посредством приобщения к регулярным занятиям спортивным играм, формирование навыков здорового образа жизни.

Результат программы

Знания:

- соблюдать правила техники безопасности и организации рабочего места;

- обращаться с инвентарем;

- находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Умения:

- планировать предлагаемую работу;

- самостоятельно работать;

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своём здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Личностные качества:

- умение работать в группе;

- уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми;

- правильно организовывать рабочее и свободное время;

- осуществлять индивидуальную и поисковую работу;

- пользоваться различными источниками по нахождению информации;

- ответственное уважение к труду и к личности;

- забота о здоровье;

- достижение поставленной цели.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы необходимы спортивный зал и спортивный инвентарь (мячи, стойки, сетка).