Математический калейдоскоп

Развитие интеллектуальных способностей – важная составляющая общего развития школьников. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие математических способностей, логического мышления и пространственного воображения обучающихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности.

Обучение по Программе способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, вызывает интерес учащихся к математике, способствует развитию творческих способностей, кругозора, привитию навыков самостоятельной работы; развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, грамотному использованию символики, правильному применению математической терминологии. Решение нестандартных задач помогает пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к математике.

преподаватели

Занятия по Программе ведёт педагог, имеющий компетенции в области предмета математика, либо любой другой специалист в области математики, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Расписание

Занятия проводятся во второй половине дня (после 15.00) по пятницам

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по технике безопасности. Математика вокруг нас. Обсуждение значения математики в жизни людей и общества.

Раздел 2. Решение логических задач

Особенности задач типа «Кто есть кто?»: метод графов, табличный способ решения.

Круги Эйлера.

Задача Симеона Дени Пуассона. Типы задач на переливание, алгоритм их решения. Методы решения задач на переливание: метод рассуждений, метод таблиц, метод бильярда.

Особенности задач на взвешивание. Сравнение одиночных элементов или групп элементов.

Математический КВН.

Раздел 3. Текстовые задачи

Особенности задач, решаемых с конца. Алгоритм их решения.

Нестандартные задачи на движение: основные понятия, методы решения задач.

Дроби, части, проценты. Пропорциональное деление. Основные понятия. Методы решения задач.

Создание проекта "Моя задача".

Математическая карусель.

Раздел 4. Геометрические задачи

Историческая справка. Архимед. Пифагор. Самые удивительные изобретения и открытия.

Геометрия на клетках. Формула Пика. Площадь. Практическое применение в быту и в науке. Основные понятия и методы решения нестандартных задач на площадь.

Многообразие задач на разрезание, методы и приёмы их решения. Игра Танграм. Создание творческой работы "Танграм – это...". Парадокс площади.

Математическая карусель.

Раздел 5. Математические головоломки

Интеллектуальная разминка. Способы решения ребусов и кроссвордов. Судоку – числовой кроссворд.

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле.

История конкурса "Кенгуру". Решение задач конкурса с последующей проверкой. Олимпиада.

Создание творческой работы «Математический ребус» или «Математический кроссворд» (по выбору обучающегося).

Раздел 6. Итоговые занятия

Создание проекта "Газета "Математический калейдоскоп".

Проведение математического праздника. Выставка проектов и работ. Математические развлечения. Викторины. Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи.

Цели программы

Интеллектуальное развитие детей, формирование и развитие интеллектуальной активности через поддержание устойчивого интереса к математике, развитие логического мышления и математической речи.

Результат программы

Организация деятельности по программе создаст условия для достижения следующих результатов:

Личностные:

В процессе обучения закладываются основы формирования важнейших сторон личности обучающегося, таких как:

- способность к организации собственной деятельности;

- формирование готовности к саморазвитию, дальнейшему обучению;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых проблем.

- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие умений ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;

- стремление к самоконтролю процесса и результата деятельности.

Предметные:

По итогам освоения Программы обучающиеся должны знать:

- нестандартные методы решения различных математических задач;

- логические приемы, применяемые при решении задач;

- ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения;

уметь:

- логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

- анализировать задачи, составлять план решения, делать выводы;

- применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

- применять новые приемы устного счета;

- научиться работать с кроссвордами и ребусами;

- рассуждать и обобщать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

- применять теоретические знания при решении задач;

- работать с дополнительной литературой и другими источниками с целью получения необходимой информации.

Метапредметные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Особые условия проведения

Занятия проходят в помещении ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия".

Приходить необходимо за 10 минут до начала занятия. При себе иметь сменную обувь или бахилы.

Индивидуальные инструменты: линейка, ручка, карандаш, ластик (стёрка), тетрадь или блокнот в клетку.

Материально-техническая база

Программа является инструментом целевого развития математических способностей детей. Занятия по Программе осуществляются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14.

Занятия по дополнительному образованию проводятся в учебном кабинете ЧОУ "Православная гимназия "Одигитрия«

Помещение и учебная мебель для проведения занятий соответствуют нормам СанПиН.

Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор).

В процессе обучения учащиеся и педагог обязаны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Перечень необходимого оборудования:

1. персональный компьютер,

2. мультимедийный проектор,

3. средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет),

4. комплект презентаций по математике, истории математики,

5. классная доска с набором магнитов для крепления таблиц,

6. демонстрационные таблицы,

7. демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников),

8. медиатека педагога.

Все обучающиеся обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами, в число которых входят:

- тексты входных и текущих тестов

- картинные и картинно-динамические материалы (компьютерные презентации, слайды);

- смешанные материалы (видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

- учебники и учебные пособия (тематические подборки по истории предмета, развитию общего кругозора учащегося и т.д.)

- дидактические пособия (карточки с задачами по темам, раздаточный материал; набор «Геометрические тела», "Танграм")

 

 

Стоимость

Источник финансирования – Сертификат ПФДОД