Программа данного кружкового объединения направлена на формирование у обучающихся компетенций в сфере технического профиля, для получения и отработки умений написания научно-исследовательских проектов, с последующими представлением и защитой их на интеллектуальном поприще, а также развитию пространственного воображения.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (информатики, технологии, окружающему миру).
Работа в кружке объединяет детей, интересующихся техникой и ручным делом различных возрастов. Воспитывает дух коллективизма, прививает интерес к информатике и техническому мышлению.
Способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели с использованием различных ПО, научиться приемам создания компьютерных двухмерных и трехмерных моделей с помощью свободно распространяемого программного обеспечения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделированию способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.
Целесообразность изучения данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки информации. Учащиеся получают начальные навыки компьютерного моделирования, которые повышают их подготовленность к жизни в современном мире.
преподаватели
Лезжова Софья Михайловна
Содержание программы
Программа на всех этапах основана на учебно-исследовательском и проектном компоненте. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности обучающихся, которую и следует поддерживать, и направлять. Во взаимосвязи и учебно-исследовательская и проектная деятельности создают условия для становления индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Поэтому данная программа удерживает баланс между этими видами деятельности. Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность- один из путей повышения мотивации и эффективности самой деятельности обучающихся. Такая деятельность направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Учебно-исследовательская и проектная деятельности поможет обучающимся реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах и проектной деятельности.
1. Графический редактор Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструментов. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
2. Редактирование рисунков
Использовать команды Отменить. Использование инструментов Ластик.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения
фрагмента рисунка. Примеры создания графического объекта из типовых фрагментов. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Практикум по созданию и редактированию графических объектов.
3. Точные построения графических объектов
Построение геометрических фигур. Использование клавиши Shift при построении прямых, квадратов, окружностей.
Понятие пикселя. Редактирование графического объекта по пикселям.
Понятие пиктограммы. Создание и редактирование пиктограммы по пикселям.
4. Представление об алгоритме
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей среды. Понятие последовательного (линейного) алгоритма. Представление о циклическом алгоритме. Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритма.
Построение графических объектов с помощью метода последовательного укрепления копируемого фрагмента.
5. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
6. Моделирование в среде графического редактора
Модели окружающего мира. Понятие моделирования. Примеры построения моделей в графическом редакторе.
7. Сервисы web 2.0
PicassaWeb; flash-gear.com; toondoo.com
Цели программы
· знакомство с разнообразием геометрических моделей, создаваемых в графическом редакторе, и сферами применения этих моделей;
· пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к информатике и ее приложениям;
· освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий;
· развитие навыков установления межпредметных связей;
· разностороннее развитие личности;
· формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных предпрофессиональных навыков специалиста по компьютерному моделированию.
Результат программы
В направлении личностного развития:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
· подготовка графических материалов для эффективного выступления.
Курс способствует достижению обучающимися предметных результатов учебного предмета «Информатика». Учащийся получит углублённые знания о возможностях построения трѐхмерных моделей, научится самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
· умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Метапредметные результаты
· освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
· формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
· прогнозирование – предвосхищение результата;
· контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Предметные результаты:
· умение строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям,
· умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В метапредметном направлении:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
- целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
- оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача.
Материально-техническая база
Для успешной реализации данной программы необходимы компьютерный класс, с установленным на компьютерах программным обеспечением: MO Paint, 3D моделирование Blender, 2D и 3D моделирование T-Flex CAD. Выход в сеть Интернет для просмотра видео-уроков, помещение со столами и стульями для ведения теоретических занятий, и имеющий свободное и светлое пространство, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.