«АРТстудия „Акварельки“»

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У обучающихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления года положен жанровый принцип, каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.

преподаватели

Ойнас Виктория Викторовна

Содержание программы

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка:

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи саратовских художников.

Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Саратова

Основы языка изображения.

2. Мир наших вещей. Натюрморт:

Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве саратовских художников. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

3. Вглядываясь в человека. Портрет:

Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре.

Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-саратовцы.

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве:

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-саратовцы. Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Цели программы

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Результат программы

1. Знания:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства;

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России.

2. Умения:

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

3. Личностные качества:

-умение работать в группе;

-уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми;

-правильно организовывать рабочее и свободное время;

-осуществлять индивидуальную и поисковую работу;

-пользоваться различными источниками по нахождению информации;

-ответственное уважение к труду и к личности;

-забота о здоровье;

-достижение поставленной цели.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы необходимы:

Учебный кабинет, оборудованный учебными столами и мольбертами для ведения теоретических и практических занятий, и имеющий свободное и светлое пространство, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Перечень оборудования и материалов:

- формат бумаги (акварельной и ватман разного формата) А1, А2, А3;

- набор художественных инструментов (карандаши разной мягкости, акварельные краски (24 цвета), белила, набор кистей разной нумерации, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, черная гелиевая ручка);

- образцы и наглядные материалы, набор репродукций известных художников;

- набор гипсовых геометрических фигур и гипсовых орнаментов разной сложности, набор муляжей;

- проектор, компьютер и наличие выхода в интернет для просмотра видео уроков.