В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У обучающихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления года положен жанровый принцип, каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания и последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства.
преподаватели
Ойнас Виктория Викторовна
Содержание программы
1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка:
Изобразительное искусство и семь пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и её выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи. Цвет в произведениях живописи саратовских художников.
Объёмные изображения в скульптуре. Объёмные изображения в скульптурах города Саратова
Основы языка изображения.
2. Мир наших вещей. Натюрморт:
Реальность и фантазия в творчестве художника. Реальность и фантазия в творчестве саратовских художников. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
3. Вглядываясь в человека. Портрет:
Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты (обобщение темы). Портретисты-саратовцы.
4. Человек и пространство в изобразительном искусстве:
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзажисты-саратовцы. Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Цели программы
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Результат программы
1. Знания:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства;
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России.
2. Умения:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
3. Личностные качества:
-умение работать в группе;
-уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
-правильно организовывать рабочее и свободное время;
-осуществлять индивидуальную и поисковую работу;
-пользоваться различными источниками по нахождению информации;
-ответственное уважение к труду и к личности;
-забота о здоровье;
-достижение поставленной цели.
Материально-техническая база
Для успешной реализации данной программы необходимы:
Учебный кабинет, оборудованный учебными столами и мольбертами для ведения теоретических и практических занятий, и имеющий свободное и светлое пространство, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Перечень оборудования и материалов:
- формат бумаги (акварельной и ватман разного формата) А1, А2, А3;
- набор художественных инструментов (карандаши разной мягкости, акварельные краски (24 цвета), белила, набор кистей разной нумерации, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, черная гелиевая ручка);
- образцы и наглядные материалы, набор репродукций известных художников;
- набор гипсовых геометрических фигур и гипсовых орнаментов разной сложности, набор муляжей;
- проектор, компьютер и наличие выхода в интернет для просмотра видео уроков.