«Студия духовой музыки» (стартовый уровень)

Программа «Студия духовой музыки» направлена на развитие ребенка средствами обучения игры на духовых музыкальных инструментах в условиях детского коллектива.

Для игры на духовых инструментах ребенок должен обладать музыкальным слухом, чувством и памятью. Музыкальный слух не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух. Также большое значение имеют физиологические факторы, как зубной прикус, заболевания легочных путей, длина рук и т.д. Эти факторы необходимо учитывать при выборе инструмента.

преподаватели

Лупанов Артем Александрович – педагог дополнительного образования;

Серов Сергей Андреевич - педагог дополнительного образования;

Аверкина Анастасия Андреевна - педагог дополнительного образования

Расписание

Программа «Студия духовой музыки» рассчитана на один год обучения, 144 часа.

Занятия проходят по двум разделам:

Обучение игре на музыкальном инструменте и ансамблевое музицирование – 108 часов в год;

Основы музыкальной грамоты – 36 часов в год.

Содержание программы

Раздел 1. Введение – 4 часа

Тема 1.1 Вводное занятие – 1 час

Теория – 1 час. Инструкция по технике безопасности на занятиях, правила дорожного движения, культура поведения, правила поведения на занятиях.

Тема 1.2 Музыкальные направления – 1 час

Теория – 1 час. Музыкальные направления музыки от классической до современной, проиллюстрированные примерами.

Тема 1.3 История музыкальных инструментов и оркестров – 2 часа.

Теория – 2 часа. Рассказ об инструментах коллективов различного составы (рок-квартет, струнный квартет, джазовые ансамбли и биг-бэнд, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр) с музыкальными примерами.

 

Раздел 2. Обучение игре на блокфлейте – 66 часов

Тема 2.1 Инструменты духового оркестра – 4 часа

Теория – 4 часа. История возникновения духовых инструментов. Рассказ об отдельных инструментах и их демонстрация (блокфлейта, саксофон, кларнет, труба, тромбон, гобой, флейта, ударные инструменты)

Практика – 0 часов.

Тема 2.2 Звукоизвлечение - 6 часов

Теория – 2 часа. Возникновение звука. Извлечение звука с помощью языка.

Практика – 4 часа. Звукоизвлечение на блокфлейте и ударных инструментов без определенной высоты.

Тема 2.3 Постановка при игре на духовых инструментах – 6 часов

Теория – 2 часа. Основы постановки рук, ног, корпуса при игре на духовых инструментах.

Практика – 4 часа. Постановка рук, ног и корпуса.

Тема 2.4 Исполнительское дыхание при игре на духовых инструментах – 6 часов

Теория – 2 часа. Типы исполнительского дыхания (смешенное).

Практика – 4 часа. Упражнения на дыхание.

Тема 2.5 Продолжительные звуки – 4 часа

Теория – 0 часов.

Практика – 4 часа. Извлечение интонационно устойчивых звуков с максимальной продолжительностью звучания. Упражнение с различной динамикой.

Тема 2.6 Изучение нот оркестрового диапазона инструмента – 14 часов

Теория – 4 часа. Изучение нот оркестрового диапазона. Регистры инструмента (низкий, средний, высокий).

Практика – 10 часов. Извлечение максимально возможных звуков всего диапазона. Правильная работа губного аппарата. Интонирование в пределах однооктавной гаммы (преимущественно до мажор и соль мажор по записи).

Тема 2.7 Хроматизмы и энгармонизмы – 6 часов

Теория - 2 часа. Понятие о хроматизмах. Бемоль, диез, бекар.

Практика – 4 часа. Использование знаков альтерации при игре на духовых инструментах.

Тема 2.8 Артикуляционные и штриховые различия – 8 часов

Теория – 2 часа. Мягкая и твердая атака при игре на духовых инструментах. Их применение при исполнении различных штрихов (стаккато, легато)

Практика – 6 часов. Исполнение различных штрихов отдельно и в комплексе. Упражнения на использование мягкой и твердой атаки.

Тема 2.9 Гаммы, упражнения, этюды – 12 часов

Теория – 2 часа. Тональность до мажор.

Практика – 10 часов. Изучение гамм, упражнений и этюдов в тональности до мажор.

 

Раздел 3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - 7 часов

Тема 3.1 Безопасный маршрут. ПДД – 1 час

Теория – 0,5 часа. Планирование безопасного маршрута от дома до Дома Детского творчества. Основные термины ПДД и их значение.

Практика – 0,5 часа. Игра «Передай по кругу». Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге. Уроки тетушки Совы». 01 - История ПДД

Тема 3.2 История образования дорожных служб – 1 час

Теория – 0,5 часа. Служба ГАИ-ГИБДД, инспектор ДПС. Машины «Полиция» и «ДПС».

Практика- 0,5 часа. Игра «Третий лишний». Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге. Уроки тетушки Совы». 02 – В городе.

Тема 3.3 Участники дорожного движения. Пожарная безопасность.

Теория – 0,5 часа. Водитель, пешеход и пассажир.

Практика – 0,5 часа. Ролевая игра: УДД. Мультфильм «Спасик и его друзья», рассказывающий про правила безопасного поведения при пожаре.

Тема 3.4 Светофоры – 1 час

Теория – 0,5 часа. История создания, виды светофора (транспортный и пешеходный). Световые сигналы светофоров. Действия пешеходов и водителей.

Практика – 0,5 часа. Игра «Красный – движение запрещается, зеленый – разрешается». Просмотр мультфильма «Смешарики».

Тема 3.5 Дорожные знаки.

Теория – 0,5 часа. Осноаные группы и их отличие. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка».

Практика – 0,5 часа. Настольная игра «Пазлы – дорожные знаки». Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге. Уроки тетушки Совы» 04 – Дорога, знаки.

Тема 3.6 Виды транспорта

Теория – 0,5 часа. Виды транспорта: наземный, воздушный, водный, подземный.

Практика – 0,5 часа. Игра: игрушечные ТС по группам. Просмотр мультфильма «Уроки осторожности. Основы безопасности жизни для детей».

Тема 3.7 Перекрестки. Регулировщик.

Теория – 0,5 часа. Нерегулируемый и регулируемый перекрестки. Сигналы регулировщика. Действие пешехода при переходе проезжей части.

Практика – 0,5 часа. Практические занятия на перекрестке (модель). Просмотр мультфильма «Азбука безопасности на дороге» 06 – Перекрестки.

 

Раздел 4. Ансамблево-оркестровое музицирование – 31 час

Тема 4.1 Разбор музыкальных произведений – 11 часов

Теория – 4 часа. Прослушивание записи исполнения нового произведения. Краткие сведения о композиторе, жанре и стиле произведения. Разбор формы произведения.

Практика – 7 часов. Читка с листа. Исполнительский разбор произведения. Разучивание произведения частями в медленном темпе в правильной нюансировке и артикуляции.

Тема 4.2 Подготовка музыкальных произведений к концертному исполнению – 17 часов

Теория – 4 часа. Правила поведения артиста оркестра на концертной площадке (форма одежды, порядок выхода на сцену и ухода с нее, размещение артистов на сцене или расстановка при плац-концерте)

Практика – 13 часов. Исполнение произведений целиком.

Тема 4.3 Итоговое занятие – 1 час

Теория – 0 часов.

Практика – 1 час. Концертное выступление.

 

Цели программы

Цель программы - обучение игре на духовом инструменте (блокфлейта), игре в различных ансамблевых сочетаниях; знакомство с мировой музыкальной культурой.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

сформировать слушательскую культуры учащихся;
приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям;
сформировать личностные качества (организованность, внимание, ответственность);
приобретение детьми социально-ценных навыков поведения, общения, группового согласованного действия.
Метапредметные:

выявление музыкальных способностей детей;
выявление умения результативно мыслить;
выявление умения вступать в диалог;
развитие аналитического мышления, способностей к оценочной деятельности;
освоение информаци по истории музыкального искусства;
мотивация к учебной деятельности.
Предметные:

ребенок будет владеть основными принципами игры на музыкальном духовом инструменте (освоит на блокфлейте мажорные и минорные гаммы до 1 знака включительно, арпеджио трезвучий; освоит в оркестровом звучании чистый унисон, октавы, квинты; будет знать исполнительские штрихи деташе, легато; научится одновременному началу и окончанию оркестрового звучания; освоит исполнение динамических оттенков f и p; освоить ритмо-метрическую структуру исполняемых произведений; выучить 3-4 разнохарактерных произведения);
приобретёт способности к желанию самовыражения по средствам музыки;
приобретёт опыт прослушивания музыкальных произведений;
разовьёт музыкальную память и музыкально-эстетического вкуса;
будет знать произведениями композиторов для духовых, оперно-симфонических и джазовых оркестров.

Особые условия проведения

 

Занятия проходят в группах. Группы одновозрастные, состав учащихся переменный. Учебно-тематический план составлен из расчета четырех занятий в неделю.  Длительность каждого учебного занятия составляет 45 минут, в перерывах между занятиями организуются перерывы, физкультминутки, в соответствии с возрастом учащихся.

Форма одежды на занятиях свободная, а на выступлениях - концертный костюм.

Форма обучения очная.

Материально-техническая база

1. Музыкальные инструменты (блокфлейты и шумовые инструменты).

2. Нотная литература.

3. Фортепиано/электронное пианино/синтезатор.

4. Магнитофон/стереосистема.

6. Пюпитры.

7. Инструментальные фонограммы.

8. Сценические костюмы.

Стоимость

Бюджетные средства.