Лесной дозор

Программа «Лесной дозор» рассчитана на 1 год обучения (36 часов) с теоретическим курсом – 18 часов и 18 практической, опытнической и исследовательской деятельностью, экскурсиями.

Программа «Лесной дозор» формирует у учащихся основы экологической грамотности, воспитывает экологическую культуру и ответственность, культуру здорового и безопасного образа жизни, формирует высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Программа носит интегрированный характер. Она включает отдельные темы из биологии, географии, водной экологии, почвоведения, лесоразведения, экологии, охраны природы. Разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов учащихся. Наиболее заинтересованные учащиеся могут получить индивидуальные, самостоятельные работы, направленные на подготовку и защиту творческих проектов и работ.

Приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности в естественных природных системах является необходимым условием в современном экологическом образовании.

преподаватели

Кузина Елена Александровна, педагог дополнительного образования, учитель географии

Содержание программы

Особенность содержания данной программы в том, что формирование у учащихся ценностного отношения к природным ресурсам происходит посредством как изучения лесных экосистем, так и изучения роли леса в жизни людей и вовлечение детей в исследовательскую деятельность.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой систему занятий по изучению природы родного края.

Содержание программы строится на знаниях учащихся, полученных ими в школьной образовательной организации и полностью удовлетворяет образовательные потребности. Процесс обучения основывается на совместной деятельности педагога и учащегося по освоению комплекса знаний, умений и навыков. Кроме того, в программе предусмотрена совместная практическая деятельность учащихся и руководителя с первых тем. Объяснение, совмещенное с практикой, дает лучшие результаты. Сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, что создает максимальную занятость всех учащихся.

В основу содержания программы положены теоретические занятия, практические работы, наблюдения, опыты, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ, экскурсии. Теоретическая основа дается как в процессе наблюдений, опытов, практических работ, так и вне их. Экскурсии в природу дают возможность расширить и углубить интересы учащихся.

Темы 1 модуля

Вводное занятие
Многообразие природы
Фенологические и метеорологические наблюдения в природе
Лесоведение
Лесоводство

Темы 2 модуля

Лес и его значение
Охрана и защита леса
Вторая жизнь дерева
Лесовосстановление
Итоговое занятие.

 

Цели программы

Цель программы:

- формирование у учащихся экологической грамотности через вовлечение в конкретную практико-ориентированную экологическую деятельность и организацию исследовательской работы в области лесоведения.

 

Достижение цели возможно путем решения следующих задач:

Образовательных (предметных):

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые понятия;

- формировать представления и знания о видовом разнообразии растительности, об экосистеме «лес» и существующих в ней взаимосвязей;

- формировать у учащихся системные знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями;

- расширить представления об истории взаимоотношений человека и леса;

- применять полученные знания в творческой, практической и исследовательской деятельности;

- формировать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе;

Развивающих (метапредметных):

- формировать потребности в обучении и саморазвитии;

- развивать умения наблюдать происходящие в природе процессы и явления и объяснять их суть;

• развивать у учащихся творческие способности личности;

• развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни;

• развивать умение адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью;

• развивать внимание, память, логическое и образное мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность и т.п.);

- формировать и развивать навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.

Воспитательных (личностных):

• воспитывать любовь и бережное экологически грамотное отношение к природе родного края (навыки экологической культуры) ;

• способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

• формировать духовную культуру, нравственность и гражданскую ответственность за сохранность и состояние окружающей природы;

• формировать потребность в общении с природой и понимание бережного отношения к природным богатствам;

• способствовать укреплению здоровья учащихся посредством общения с природой и проведения массовых мероприятий на свежем воздухе;

• вовлекать в творческую деятельность по охране и защите природы;

• воспитывать уважение к труду;

Результат программы

В процессе освоения программы «Лесной дозор» планируется достижение учащимися результатов предметного, метапредметного и личностного характера.

Предметные результаты:

1. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

2. Овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержание программы;

3. Освоение доступных способов изучения природы и общества;

4. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4. Сформированность умения понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

Личностные результаты:

1. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2. Сформированность уважительного отношения к чужому мнению;

3. Развитая самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

5. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

6. Вовлеченность в творческую деятельность по охране и защите природы;

7. Воспитанность уважения к труду

Материально-техническая база

Реализация программы «Лесной дозор» возможна при наличии кабинета, учебно-методических и дидактических материалов, научной литературы, компьютера, мультимедийного сопровождения, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.