Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека.
Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
преподаватели
Махмудова Любовь Ивановна, педагог с высшей категорией
Расписание
Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.
Содержание программы
Раздел 1. Проблема сущности и происхождения жизни.
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни. Абиогенез, его основные положения. Виды анабиоза. Теоретические и практические проблемы анабиоза.
Раздел 2. Главные принципы организации живого.
Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Краткая характеристика каждого уровня. Единый химический состав и единый план строения у всех клеточных организмов. Органические и неорганические вещества.
Раздел 3. Молекулярная биология.
Мономеры и полимеры – органические вещества клетки. Связь строения и функции веществ. Причины разнообразия функций белков. Строение и значение ДНК. Матричный синтез. Молекулярная биология и медицина.
Раздел 4. Строение и жизнедеятельность клетки.
Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. Специализация клеток. Особенности клеточных оболочек у растений, грибов и животных. Поток информации. Явление плазмолиза и деплазмолиза. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку. Изменение числа хромосом и молекул ДНК в разные фазы митоза и мейоза.Фотосинтез. История открытия процесса фотосинтеза. Космическая роль зеленого растения
Раздел 5. Размножение организмов.
Размножение, как способ сохранения видового разнообразия. Размножение растений и животных. Особенности строения органов размножения растений и животных. Пыльца. Гетеростилия (разностолбчатость). Приспособления к опылению у растений. Вегетативное размножение растений. Прививка. Жизнь растения как целого организма.
Раздел 6 .Загадки эволюции.
Развитие проблемы эволюции живой природы в различные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюции», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы.
Синтетическая теория эволюции. Основные направления и закономерности эволюции. Гомология и аналогия.Формирование приспособленности организмов в ходе эволюции.
Раздел 7. Исследования в генетике.
Достижения биологической науки в 20-21 веке. Роль генетики на современном этапе цивилизации.Основные закономерности наследственности. Генная и клеточная инженерия их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии.
Иммунитет. Инфекционные заболевания.
Значение питательных веществ для организма. Рациональное питание. Режим питания.
Цели программы
Формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, систематизация, поддержание и углубление интереса учащихся к биологии, как к науке.
Результат программы
У учащихся будет сформирован:
- интерес к исследовательской деятельности,
- положительное отношение к окружающей среде,
- активная жизненная позиция по отношению к природе родного края и биосферы в целом,
- любознательность и сообразительность, опыт познавательной деятельности,
- фиксированной в форме ее результатов-знаний.
Учащиеся получат первоначальное систематизированное представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости.
Материально-техническая база
Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Оборудование:
-столы
-стулья
-шкафы
На занятиях используются следующие материалы:
-простые и цветные карандаши, фломастеры, краски;
-тетради;
-линейки;
-карты и атласы;
-микроскопы;
-готовые микропрепараты;
-химические реактивы и объекты, необходимые для приготовления микропрепаратов
-стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
Стоимость
Оплата сертификатом ПФДО.