"Тайны живого"

Нашему времени свойственна все более возрастающая взаимозависимость людей. Их жизнь, условия труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими. В свою очередь, деятельность отдельного человека также влияет на судьбу многих. Именно поэтому очень важно, чтобы биология стала неотъемлемой составной частью мировоззрения каждого человека независимо от его специальности. Инженеру-строителю, инженеру-технологу, инженеру-мелиоратору знание науки о жизни необходимо так же, как врачу или агроному, ибо только в этом случае они будут представлять последствия своей производственной деятельности для природы и человека.

Необходимы биологические знания и представителям гуманитарных специальностей как важная часть общечеловеческого культурного наследия. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

преподаватели

Махмудова Любовь Ивановна, педагог с высшей категорией

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

Содержание программы

 Раздел 1. Проблема сущности и происхождения жизни.

Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни. Абиогенез, его основные положения. Виды анабиоза. Теоретические и практические проблемы анабиоза.

Раздел 2. Главные принципы организации живого.

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Краткая характеристика каждого уровня. Единый химический состав и единый план строения у всех клеточных организмов. Органические и неорганические вещества.

Раздел 3. Молекулярная биология.

Мономеры и полимеры – органические вещества клетки. Связь строения и функции веществ. Причины разнообразия функций белков. Строение и значение ДНК. Матричный синтез. Молекулярная биология и медицина.

Раздел 4. Строение и жизнедеятельность клетки.

Правила  работы с микроскопом и биологическим оборудованием. Специализация клеток. Особенности клеточных оболочек у растений, грибов и животных. Поток информации. Явление плазмолиза и деплазмолиза. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку. Изменение числа хромосом и молекул ДНК в разные фазы митоза и мейоза.Фотосинтез. История открытия процесса фотосинтеза. Космическая роль зеленого растения

Раздел 5. Размножение организмов.

Размножение, как способ сохранения видового разнообразия. Размножение растений и животных. Особенности строения органов размножения растений и животных. Пыльца. Гетеростилия (разностолбчатость). Приспособления к опылению у растений. Вегетативное размножение растений. Прививка. Жизнь растения как целого организма.

Раздел 6 .Загадки эволюции.

Развитие проблемы эволюции живой природы в различные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюции», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы.

Синтетическая теория эволюции. Основные направления и закономерности эволюции. Гомология и аналогия.Формирование приспособленности организмов в ходе эволюции.

Раздел 7. Исследования в генетике.

Достижения биологической науки в 20-21 веке. Роль генетики на современном этапе цивилизации.Основные закономерности наследственности. Генная и клеточная инженерия их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии.

Иммунитет. Инфекционные заболевания.

Значение питательных веществ для организма. Рациональное питание. Режим питания.

 

Цели программы

Формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей, систематизация, поддержание и углубление интереса учащихся к биологии, как к науке.

Результат программы

У учащихся будет сформирован:

- интерес к исследовательской деятельности,

- положительное отношение к окружающей среде,

- активная жизненная позиция по отношению к природе родного края и биосферы в целом,

- любознательность и сообразительность, опыт познавательной деятельности,

- фиксированной в форме ее результатов-знаний.

Учащиеся получат первоначальное систематизированное представления о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости.

 

Материально-техническая база

Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Оборудование:

-столы

-стулья

-шкафы

На занятиях используются следующие материалы:

-простые и цветные карандаши, фломастеры, краски;

-тетради;

-линейки;

-карты и атласы;

-микроскопы;

-готовые микропрепараты;

-химические реактивы и объекты, необходимые для приготовления микропрепаратов

-стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО.