«Человек и его здоровье»

Программа кружка  «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-ых классов основной общеобразовательной школы, а также для профильного обучения.

 Программа кружка составлена в соответствии с концепцией профильного обучения и направлена на углубленное изучение биологии.

В данном курсе рассматриваются психические и эмоционально-волевые особенности нервной системы, то, что выходит за рамки школьной программы по биологии. Содержание программы и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

преподаватели

Голышева Ирина Сергеевна

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

Содержание программы

Содержание учебного (тематического) плана

 

Раздел 1. Вводное занятие. Понятие медицины. Техника безопасности

Теория. Знакомство с порядком и планом работы на учебный год. Медицина – самая гуманная из профессий. Цель медицины – улучшение здоровья населения. Основные принципы и направления (наука о долге) деятельности медицинского работника. Качества, присущие профессии медика. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Тестирование обучающихся, мониторинг уровня развития практических навыков.

Раздел 2. История медицины: от древности до наших дней

Теория. Выдающиеся ученые древности – Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий, их вклад в развитие медицины, заслуги. Медицина и религия. Развитие хирургии в древности. Знаменитые русские врачи. Жизнь и заслуги С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, И.П. Павлова, И.М. Сеченова.

Развитие медицины в XX-XXI веке. Новые медицинские профессии и пути их получения. Основы организации здравоохранения. Лечебно- профилактические учреждения (далее – ЛПУ), виды, функции, направления деятельности.

Практика. Тест по разделу "История медицины: от древности до наших дней"

Раздел 3. Анатомия и физиология организма человека

Тема 3.1. Скелетная или опорная система

Теория. Назначение системы. Типы костей (трубчатые, смешанные, плоские, короткие). Кости скелетной системы человека. Строение скелета. Строение позвоночника. Хрящи. Связки. Болезни скелета и их профилактика.

Практика. Определение химического состава костей. Осанка и гигиена позвоночника.

Тема 3.2. Мышечная или двигательная система.

Теория. Мышцы. Виды мышц и их назначение. Поперечно- полосатые мышцы. Гладкие мышцы. Мышцы сердца.

Практика. Развитие мышечной системы человека. Значение физических тренировок. Условия снижения утомляемости мышц и восстановления их работоспособности.

Тема 3.3. Покровная система

Теория. Живая оболочка человеческого тела. Кожа. Волосы. Ногти.

Практика. Железы кожи: потовые, сальные, молочные – расположение, строение, места открытия выводных протоков, характеристика секретов, функции потовых и сальных желез. Рецепторы.

Тема 3.4. Нервная система

Теория. Назначение нервной системы. Три типа нервной ткани. Основные нервные окончания (головной мозг, черепно-мозговой нерв, нерв, идущий к руке, спинномозговой нерв, спинной мозг, нерв, идущий к ноге).

Практика. Клинически важные рефлексы человека и их диагностическое значение. Правила исследования рефлексов при осмотре пациентов.

Тема 3.5. Эндокринная система.

Теория. Регуляция гормонального фона. Гормоны. Главные части эндокринной системы (гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, тимус, надпочечник, поджелудочная железа, яичники, семенники).

Практика. Механизм кортикостероидной регуляции обмена веществ. Гормональные препараты для лечения различных заболеваний. Схема строения гипоталамуса и гипофиза.

Тема 3.6. Пищеварительная система

Теория. Строение пищеварительного канала, назначение пищеварения. Роль слюнных желез в пищеварении. Пищеварение в желудке, тонком и толстом кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Состав желчи, назначение.

Практика. Исследование состава слюны. Роль ферментов в процессе пищеварения.

Тема 3.7. Выделительная система. Репродуктивная система.

Теория. Строение почек. Нефрон как структурная и функциональная единица почек. Процесс образование мочи. Понятие «первичная, «вторичная» моча. Моча в норме. Функции и строение мужских и женских половых систем.

Практика. Схема строения нефрона. Заболевания и патологические состояния почек и мочевого пузыря. Заболевания, передающиеся половым путем и их профилактика.

Тема 3.8. Дыхательная система

Теория. Анатомия и физиология дыхательной системы. Особенности. Строение легких, плевры. Понятие «дыхание», функции. Механизм вдоха и выдоха. Первый вдох новорожденного. Понятие «жизненная емкость легких» далее – ЖЁЛ). ЖЁЛ в норме у человека, ЖЁЛ у спортсменов. Спирометрия

Практика. Ознакомление с разборной моделью гортани. Изучение влияния носовой полости на звукообразование. Изучение механизмов вдоха и выдоха на модели Дондерса. Определение ЧДД – частоты дыхательных движений у себя, больного в покое, при нагрузке. Определение типа дыхания (грудное, диафрагмальное). Определение ЖЁЛ при помощи спирометра. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Ознакомление с прибором для определения углекислого газа в выдыхаемом воздухе (далее – ПУГД).

Тема 3.9. Кровеносная система.

Теория. Назначение – питание клеток. Составные части системы кровообращения. Строение сердца, функции его. Кровеносные сосуды, виды строение, функции. Понятие «артериальное давление» (далее – АД), максимальное и минимальное АД. Норма АД. Повышение и понижение АД. Понятие «гипертензия», «гипотензия». Понятие «пульс». Кровь, состав крови, функции крови. Показатели крови в норме. Открытие четырех групп крови. Понятие «агглютиногены», «агглютинины». Реакция агглютинации. Сыворотки для определения групп крови. Понятие «резус–фактор». Резус- фактор положительный и отрицательный. Понятие «донор», «реципиент». Резус конфликт.

Практика. Измерение артериального давления тонометром медицинским по методу Короткова. Методика подсчета пульса на лучевой или сонной артериях. Изменения пульса при нагрузке, волнении и др. Пульс в норме.

Тема 3.10. Лимфатическая система.

Теория. Лимфа: состав и функции в организме. Содержание: Классификация, строение и функции лейкоцитов. Т-лимфоциты. В- лимфоциты. Моноциты и тканевые макрофаги. Лейкоцитопоэз. Роль вилочковой железы в развитии лейкоцитов и процессах иммунитета. Явление фагоцитоза. Структура и функции очага воспаления. Органы кроветворения и иммунопоэза. Структура и функции красного костного мозга. Стволовые клетки. Селезенка как депо крови и утилизатор отработанных форменных элементов. Патология системы крови. Структура, химический состав и функции лимфы. Образование лимфы, ее связь с тканевой жидкостью и

кровью. Лимфатические узлы и лимфатические сосуды.

Практика. Знакомство с оборудованием для гемометрии, определения СОЭ, подсчета количества форменных элементов крови. определение количества лейкоцитов. Лейкоцитарная формула (далее – ЛФ) здорового человека. Изменение ЛФ при различных заболеваниях.

Тема 3.11. Иммунная система

Теория. Защита организма от вирусов и бактерий. Совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

Практика. Изготовление пластилиновых моделей вируса гриппа. Изготовление динамического пособия для магнитной доски, иллюстрирующего механизм кооперации иммуноцитов в иммунных реакциях. Схема миграции и рециркуляции иммуноцитов в организме человека.

Раздел 4. Основы микробиологии

Тема 4.1. Микробиология как наука о мельчайших организмах.

Инфекционная болезнь, инфекционный процесс

Теория. Микробиология, предмет, задачи. История развития науки. Заслуги Антония Ван Левенгука в открытии мира микробов. Значение трудов Луи Пастера в развитии микробиологии. Современные достижения науки. Виды микроорганизмов. Понятие «инфекционная болезнь», «инфекционный процесс». Этапы развития инфекционного процесса. Пути передачи инфекции.

Практика. Различные виды микроорганизмов, характеристика бактерий, вирусов, риккетсий, грибов, простейших. Заболевания, вызываемые микроорганизмами у человека.

Тема 4.2. Кишечные инфекции, их особенности, профилактика

Теория. Понятие «кишечные инфекции», «алиментарный» путь передачи инфекции. Заболевания этой группы: дизентерия, вирусный гепатит А, холера, пищевые отравления (сальмонеллезы). Течение данных заболеваний, принципы лечения.

Практика. Профилактика кишечных инфекций.

Тема 4.3. Воздушно-капельные инфекции, их особенности, профилактика

Теория. Понятие «воздушно-капельные инфекции». Заболевания этой группы инфекций: грипп, ОРЗ, дифтерия, коклюш. Течение данных заболеваний, принципы лечения.

Практика. Профилактика гриппа. Значение профилактических прививок в борьбе с гриппом.

Тема 4.4. Раневые и кровяные инфекции, их особенности, профилактика

Теория. Понятие «раневые», «кровяные инфекции». Заболевания этой группы инфекций: СПИД, вирусный гепатит групп В, С, Д, Е, бешенство. Течение данной группы заболеваний, принципы лечения.

Практика. Профилактика раневых и кровяных инфекций. Меры предупреждения СПИДа.

Тема 4.5. Иммунитет, виды, типы, значение

Теория. Понятие «иммунитет». И.И. Мечников – нобелевский лауреат, создатель теории воспаления. Виды иммунитета: искусственный и естественный. Типы иммунитета: пассивный и активный. Иммунитет новорожденного. Профилактика инфекционных заболеваний. Роль предохранительных прививок. Иммунопрофилактика, иммунотерапия при лечении серьёзных инфекционных заболеваний.

Практика. Понятие «вакцинация». Профилактические прививки.

Календарь прививок.

Раздел 5. Основы фармакологии

Тема 5.1. Фармакология как наука о лекарственных препаратах.

Хранение лекарств

Теория. Фармакология, предмет, ее задачи. История развития науки. Выдающиеся ученые в данной области. Понятие "лекарственные средства",

"лекарственное сырьё«, «лекарственная форма». Понятие «рецепт». Рецепт как юридический документ, его составные части. Примерное выписывание лекарственных препаратов на латинском языке. Виды лекарственных форм. Назначение лекарств. Действие лекарств на организм: прямое, побочное, рефлекторное. Особенности хранения лекарств дома при различных условиях. Лекарства, требующие хранения в холоде. Критерии годности лекарства.

Практика. Чтение аннотации к лекарственному препарату. Показания, противопоказания к применению, действие на организм, дозировка, правила хранения и др.

Тема 5.2. Способы введения лекарств в организм

Теория. Способы введения лекарств в организм: энтеральный (через пищеварительный тракт), парентеральный (минуя пищеварительный тракт),

ингаляционный (вдыхание), наружный (на кожу и слизистые). Преимущества и недостатки каждого из способов. Парентеральный способ введения лекарства в организм в виде инъекции. Понятие «инъекция», виды инъекций Подкожные и внутримышечные инъекции, требования к инструменту, лекарственному средству для инъекции. Требования к рукам медицинской сестры, производящей инъекцию. Послеинъекционные осложнения Послеинъекционные осложнения, причины, признаки абсцесса, уплотнения места инъекции, поломки иглы, эмболии, попадания в седалищный нерв. Принципы лечения больных с послеинъекционными осложнениями, профилактика.

Практика. Наружное применение лекарств: закапывание капель в глаза, нос, уши, закладывание мази, использование мазевой повязки, втирание мази, геля, растирок в кожу, применение электрофореза, пластырей, др. Правила использования шприца однократного применения. Техника забора лекарства из ампулы. Техника подкожных и внутримышечных инъекций. Закрепление практических навыков по постановке подкожных и внутримышечных инъекций.

Раздел 6. Питание, виды питания, значение для организма

Тема 6.1. Основы рационального питания

Теория. Понятие «питание», назначение питания. Понятие

"рациональное питание«. Состав пищи: белки, жиры, углеводы. Суточная потребность. Недостаток и избыток в питании белков, жиров и углеводов. Витамины, значение для организма. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Необходимость макро и микроэлементов в пище. Вода для организма, значение.

Практика. Составление режима питания подростка.

Тема 6.2. Лечебное питание. Диетотерапия, показания к назначению.

Теория. Понятие «лечебное питание», показания к применению. Понятие «диетотерапия», замена определенных продуктов питания на разрешенные по диете. Лечебные столы, их характеристика, кратность приема пищи. Искусственное питание. назначение

Практика. Особенности кормления больных в стационаре. Понятие

"искусственное питание«, показания к назначению, способы искусственного питания.

Раздел 7. Уход за больным на дому

Тема 7.1. Создание и обеспечение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемического режима

Теория. Понятие «уход за больным». Создание условий по уходу за больным. Комната больного, требования к ней. Наблюдение за пульсом, дыханием, температурой больного. Постельное и нательное белье больного. О чем говорят анализы. Пища больного. Понятие «дробное питание», "щадящая диета«.

Практика. Правила подсчета пульса, частоты дыхательных движений, термометрия. Смена постельного и нательного белья у больного. способы кормления тяжелобольного. Подача пищи через поильник. Гигиена полости рта после кормления.

Тема 7.2. Гигиенический уход за больным. Основы простейшей физиотерапии

Теория. Гигиеническое значение ухода за кожей. Понятие «пролежни». Гигиена полости рта, носа, ушей, глаз, волос головы больного. Гигиеническая ванна. Основы простейшей физиотерапии.

Практика. Профилактика пролежней. Приготовление марлевых шариков, салфеток, турунд для ухода за полостью рта, носом, глазами, ушами, волосами больного. Постановка различного рода компрессов, согревающей грелки, пузыря со льдом, банок, горчичников. Ингаляции.

Раздел 8. Спасти пострадавшего. Первая помощь (далее – ПП)

Тема 8.1. Травмы. Открытые повреждения

Теория. Понятие «травма», «рана», «первичная хирургическая обработка раны». Виды ран. Характеристика ран. Способы заживления ран. После раневые осложнения. Кровотечения, виды, характеристика. Способы остановки различных видов кровотечений.

Практика. Правила обработки чистой раны. Постановка кровоостанавливающего жгута, закрутки, давящей и тугой повязок.

Тема 8.2. Переломы

Теория. Понятие «перелом», «иммобилизация». Виды переломов.

Травматический шок. Причины, виды, фазы. Профилактика шока.

Практика. Шинирование верхней и нижней конечности при переломе.

Закрепление практических навыков по шинированию конечности.

Тема 8.3. Десмургия. Асептика и антисептика

Теория. Понятие «десмургия», «повязка», «перевязка». Виды и типы повязок. Понятие первая помощь, ее значение, порядок оказания. Понятие

"асептика«, «антисептика». Виды антисептики.

Практика. Правила бинтования. Повязки на голову, грудную клетку, конечности. Закрепление практических навыков по бинтованию. Применение на практике антисептических средств, табельных и подручных средств при оказании первой помощи.

Тема 8.4. Ожоги, виды ожогов.

Теория. Виды ожогов: термические, вызванные контактом с раскаленными предметами, горячей водой или открытым пламенем; химические, связанные с попаданием на кожу и слизистые различных химических веществ, чаще кислот или щелочей; электрические, возникающие под воздействием электрического тока; лучевые, при которых основной повреждающий фактор – излучение (солнечные, радиационные). Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при ожогах

 

Практика. Оказание первой помощи при различных ожогах, тепловых и солнечных ударах.

Тема 8.5. Обморожение

Теория. Обморожение. Факторы, способствующие обморожению.

Симптомы. Степени обморожения. Первая помощь при обморожении.

Практика. Оказание первой помощи при обморожении.

Тема 8.6. Отравления

Теория. Отравления. Виды отравлений. Симптомы. Первая помощь при отравлении.

Практика. Оказание первой помощи при отравлении.

Тема 8.7. Основы реанимации

Теория. Признаки жизни человека. Понятие "клиническая смерть"

"биологическая смерть", "реанимация".

Практика. Определение пульса, сердцебиения, дыхания, реакции зрачков на свет у пострадавшего. Методика непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких при клинической смерти. Первая помощь пострадавшему при утоплении, электротравме.

Раздел 9. Способы сохранения здоровья

Теория. Вредные привычки и их влияние на организм. Гигиена, основные понятия. Уход за кожей. Гигиена зубов. Гигиена одежды и обуви. Режим дня. Сбалансированное питание. Приемы закаливания. Занятия физической культурой. Формирование культуры здорового образа жизни

Практика. Итоговая аттестация.

Цели программы

Цель Программы – стимулировать у обучающихся интерес к медицине, к медицинским дисциплинам, к профессиям, связанным с медициной, обеспечить устойчивую мотивацию в изучении основ медицинской науки на базе сформированных теоретических знаний и практических умений.

Результат программы

Личностными результатами изучения предмета являются следующие универсальных учебных действий :

● Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

● Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

● Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

● Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

● Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

● Осознавать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого многообразия вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт

● Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения

● Учиться самостоятельно, противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью

● Учиться самостоятельно, выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

● Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

● Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели.

● Составлять в группе или индивидуально план решения проблемы

● Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

● Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действия.

● В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

● Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», "что мне для этого надо сделать")

Познавательные УУД:

● Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

● Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала

● Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений

● Осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом

● Представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков

● Выявлять причины и следствия простых явлений.

● Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

● Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

● Объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.

 

Особые условия проведения

Нет.

Материально-техническая база

1.     Цифровой USB- микроскоп

2.     Интерактивная панель

3.     Набор «Органы чувств»

4.     Анатомическая модель глаза

5.     Модель сердца демонстрационная

6.     Модель желудка в разрезе

7.     Модель локтевого сустава подвижная

8.     Анатомическая модель уха

9.     Модель почки в разрезе

10.  Модель носа в разрезе

11.  Стенд «Физиология»

12. Комплект настенных таблиц по  анатомии:
 Рельефные таблицы
 Муляжи по  анатомии человека
 Натуральные наглядные пособия ( остеологические препараты)
 Микропрепараты по анатомии, генетике

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО.