«Музейная культура» (2022-2023 г.)

Ребята познакомятся с историей коллекционирования, типами и видами музеев. Получат необходимые знания основ музееведческой деятельности. Познакомятся с основными профильными музеями города и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;

сформируют практические умения для выполнения исследований в области поисковой работы;

получить дополнительные знания в области краеведения, экологии, истории;

освоят первичные навыки современных музейных технологий, развьют практические навыки музейной работы;

ребята научатся вести экскурсии, интервьюировать;

будут знать жизнь и деятельность выдающихся и интересных людей мира, их вклад в развитие музейного дела;

овладеют свободой публичного выступления на конференциях, конкурсах, праздниках.

преподаватели

Трофименко Елена Владимировна, учитель истории высшей категории.

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием

Содержание программы

1. Введение. Цели и задачи программы "Музеевед«.

2. Музееведение как научная дисциплина.

Теория : Ключевые понятия музееведения (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция). Практика : Составление словаря музейных терминов. Викторина: кто больше назовет музейных терминов.

3. Музейная сеть и классификация музеев.

Теория : Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев. Понимание термина «школьный музей». Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. «Положение о школьном музее» – основной документ по организации и деятельности школьного музея. Профили школьных музеев. Сущность и специфические особенности школьного музея. Просмотр видеофильма: "Государственный исторический музей«.

4.Музейный предмет и способы его изучения.

Теория : Классификация, основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практика : знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. Практическое задание по заполнению учетных карточек и составлению картотеки музейных предметов.

5. Фонды музея. Структура и состав музейных фондов.

Теория : Знакомство с инвентарной книгой. Практика : Составление тематико-экспозиционного плана, систематизация типовых предметов, работа в фондах музея; описание по схеме музейного экспоната, составление таблицы. Практическая работа по заполнению инвентарной музейной книги и описание внешнего вида экспоната.

5. Исследовательская деятельность музея.

Теория : Основные направления исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области хранения и охраны; реставрация, музейная педагогика, социология, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Исследовательская деятельность школьного музея. Практические занятия: Экскурсия в музей «Подолье». Домашнее задание: подготовка мини-сообщения о понравившемся музейном экспонате из постоянной экспозиции музея. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

6. Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция»). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее. Практика: Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

7. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.Теория: Выставка в школьном музее. Практика: Фотовыставка «Виды родного города». Создание экспозиции «Подольск прежде».

8.  Классификация экскурсий.

Теория:Правила осмотра и выполнение краеведческих заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода). Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная, тематическая, игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Массовая работа музея. Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей. Составление путеводителя "Букварь юного подольчанина от А до Я"

9. Подготовка и проведение автобусной экскурсии.Теория : Классификация памятников истории и культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение. Практика : Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. Автобусные экскурсии по городу. Разбор специфических особенностей экскурсий.

10. Культурно-образовательная деятельность музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.Практика : Посещение ежегодной научно-практической конференции.

11. Защитники народов России.Теория : Жизнь ратных подвигов полна.

12.Защита творческих проектов учащихся

13. Итоговое занятие.  Подведение итогов первого года обучения. Проверка знаний. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело.  Планы на следующий учебный год. ПДД.

 

 

Цели программы

Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Результат программы

Выпускник по окончании курса обучения по программе должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах музейного дела и применять на практике полученные знания и умения.

Личностные:

Учащиеся будут уметь:

общаться с людьми;
вести исследовательские записи;
систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
составлять научно-справочную картотеку;
вести научно-исследовательскую работу;
составлять и проводить экскурсии;
выступать с докладами;
оформлять стенды, фотовыставки и т. д.;
работать с научной и научно-популярной литературой.
Метапредметные.

Учащийся должен самостоятельно описать и классифицировать предметы музейного назначения, иметь навыки самостоятельного мышления в сфере исторического знания, распознавать основные исторические памятники России.

Выпускники должны обладать следующими качествами:

инициативность;
аккуратность;
коммуникабельность;
целеустремленность;
самокритичность;
творческая активность;
способность к взаимопомощи;
самостоятельность;
оригинальность;
богатое воображение.
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в практической деятельности; проявлять компетентность в области использования ИКТ.

Предметные:

 будут знать:

историю музейного дела;
основные социальные функции музеев;
ведущие музеи мира;
ведущие музеи, исторические и памятные места городов и области;
историю родного края;
жизнь и деятельность выдающихся и интересных людей мира, их вклад в развитие музейного дела;
основы музееведческой деятельности;
правила поведения в музеях и других общественных местах;
сущность и специфические особенности школьного музея;
методику проведения экскурсий.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие ребята.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Материальная развивающая среда включает: учебный класс ( оборудованный под музей, экспозицией и экспонатами);

- папки для хранения описи музейных предметов;

– историческая и информационная литература;

– методическая литература. информационное:

- компьютер (ноутбук);

– подключение к сети Интернет;

– видеоаппаратура; – телевизор;

– DVD – проигрыватель; музей школы, иллюстрации, ТСО.

Занятия проводятся в отдельном помещении, содержащем 2 зоны: рабочую зону педагога и зону для проведения занятий. Рабочая зона педагога содержит письменный стол, стул, шкаф с пособиями, ТСО, методической литературой и документацией. Зона для проведения занятий содержит свободное пространство для занятий, стулья и столы для детей, доску.

Духовная развивающая среда предполагает создание комфортного психологического климата в группах для плодотворного творческого сотрудничества, ситуации «успешности» для каждого ребенка.

Программа обеспечена наглядным материалом – музейными предметами основного фонда школьного музея. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных и изобразительных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности.

В организации занятий по истории музеев используются визуальные средства – видеофильмов по истории, искусству, путешествия по музеям мира.

Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению.

Оборудование и оформление школьного музея:

Школьный историко – краеведческий класс оборудован выставочными витринами, стеллажами, на которых представлены экспонаты. Кабинет оснащен выходом в Интернет. Имеется видеопроектор, экран, компьютер, сканер, веб-камера, принтер.

Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, содержащие обучающие аудио-видео-фото источники.

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДОД