«Спортивный туризм. Первые шаги»

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный туризм. Первые шаги» туристско-краеведческой направленности: спортивно-ориентированная, является модифицированной, базового уровня. Актуальность программы продиктована её востребованностью среди детей и их родителей, так как занятия спортивным туризмом способствуют физическому развитию, становлению, социализации личности, формированию психологической готовности к лидерскому образу мышления, развитию активной жизненной позиции.

Педагоги

Гречаная Ирина Павловна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Берникова Александра Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Филиппова Марина Вячеславовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Лобанова Анастасия Дмитриевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Тимошин Олег Васильевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Ивахненко Ирина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

Содержание программы

Учащимся предоставляется возможность последовательного ступенчатого освоения уровней сложности техники туристского мастерства с чётко прописанными этапами выполнении разрядных требований по спортивному туризму.

В программе увеличено количество часов на выполнение технических приемов по прохождению отдельных этапов дистанций по спортивному туризму и специальной подготовке.

Программа позволяет применять комплексный подход к выработке практических умений и навыков у детей. Открывает возможности повышения интереса к физическому саморазвитию и совершенствованию спортивного мастерства.

Цели программы

Цель: Формирование у учащихся устойчивого интереса к регулярным занятиям спортивным туризмом, повышение их уровня образованности в данной области физическое воспитания и укрепление здоровья.

Результат программы

"Спортивный туризм. Первые шаги. 1 ступень". Конечный результат освоения программы – 85% учащихся выполнение нормативов 3 юношеского разряда по спортивному туризму.

Учащиеся по итогам обучения будут знать: правила выполнения технических приемов при прохождении этапов дистанций по спортивному туризму; основы топографии и ориентирования; состав медицинской аптечки для походов выходного дня. Уметь: подбирать походную экипировку и снаряжение; организовывать быт в походных условиях; ориентироваться на местности; оказывать первую помощь при травмах; выполнять технические приемы по прохождению этапов дистанций 1 класса по спортивному туризму.

 

"Спортивный туризм. Первые шаги. 2ступень". Конечный результат освоения программы – 70% учащихся должны выполнить нормативов 2 юношеского разряда по спортивному туризму.

Учащиеся по итогам обучения будут знать: особенности пешеходного туризма; особенности лыжного туризма; правила проведения соревнований по спортивному туризму на лыжных дистанциях; условные знаки топографических и спортивных карт. Уметь: подбирать походную экипировку и снаряжение; организовывать быт в походе; преодолевать препятствия в пеших походах; проходить дистанции по спортивному туризму; ориентироваться на местности по карте; преодолевать препятствия в походах; ориентироваться в походах; проходить дистанцию по спортивному ориентированию.

 

"Спортивный туризм. Первые шаги. 3 ступень". Конечный результат освоения программы – выполнение нормативов 1 юношеского разряда по спортивному туризму у 50% учащихся.

Учащиеся по итогам обучения: будут знать: нормативные требования походов; особенности горного туризма; формы горного рельефа; классификацию дистанций в закрытых помещениях; регламенты соревнований по спортивному туризму на лыжных и водных дистанциях; правила проведения соревнований по спортивному туризму на гор­ных дистанциях; правила проведения соревнований по спортивному ориентированию; правила оказания первой помощи при травмах. Уметь: оформлять походные документы; преодолевать препятствия в походах; проходить дистанции по спортивному туризму и спортивному ориентированию; ориентироваться по GPS; оказывать первую помощь, проводить меры реанимации; изготавливать средства транспортировки пострадавших; проводить транспортировочные работы.

 

Особые условия проведения

 Большая часть личного снаряжения подбирается индивидуально учащимися и приобретается за счет родительских средств.

Материально-техническая база

Учебный класс с наличием мебели: столы, стулья, учебная доска;

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная или проекторная доска.

Оборудованный тренировочный полигон, спортивный зал и спортивная площадка для проведения занятий по общей физической и специальной подготовке.

Снаряжение для занятий спортивным ориентированием

1 Компасы для занятий ориентированием и прохождения маршрутов.

2 Часы для спортивного ориентирования.

Специальное снаряжение для занятий спортивным туризмом (дисциплина "дистанция«)

3 Страховочные системы.

4 Веревочки для самостраховки d 6мм.

5 Веревки для командной страховки d 10мм.

6 Карабины.

7 Системные блоки, для натяжения переправ.

8 Рукавицы брезентовые.

9 Защитные шлемы или каски.

10 «Родригес» (металлический блок для натягивания перил).

Групповое походное снаряжение

11 Специальное походное снаряжение (палатки, костровые тенты, костровые принадлежности, газовые горелки, пилы, топоры, котлы)

12 Походный ремонтный набор.

13 Походная аптечка и аптечка для однодневных выездов.

14 Баул транспортировочный.

15 Рулетка (30-50 м.)

Личное туристское снаряжение

16 Рюкзаки.

17 Спальники.

18 Коврики для ночевок в палатке.

19 Сидушки.