«Юный биолог» стартовый уровень

Настоящая программа даѐт возможность использовать навыки, полученные во

время обучения в объединении, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении, учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учѐтом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми. Повышается общий уровень культуры детей. Всему этому способствуют современные педагогические методы (словесный, наглядный, практический, метод поощрения, стимулирования поведения) и образовательные технологии: личностно-ориентированные, дифференцированного, проблемного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, коллективного творческого дела, сотрудничества и др.

Новизна программы заключается в том, что смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности.

В связи с этим данная программа особенно актуальна, так как своей целью

ставит развитие у подрастающего поколения : развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

преподаватели

Колесниченко В.В.

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

 

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с коллективом. Введение в программу. Правила ТБ

Раздел 2. Проектная деятельность (40 ч)

Теория. Вводное занятие. Выбор актуальной темы исследования. Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение возникших идей, постановка проблемы. Детализация темы. Обоснование темы. Формулировка цели. Определение цели и задач проекта. Выбор метода исследования. Выбор метода сбора данных.

Практическая работа. Проведение наблюдений, опросов, экспериментов, работа с печатными источниками, поиск в Интернет

Раздел 3. Ботаника

Теория. Вводное занятие. Еловый лес. Структура фитоценоза, понятие доминант, эдификатор и др. Луговая растительность. Типы лугов: настоящие, остепненные, заболоченные. Структура фитоценоза луга. Флора лугов, особенности биологии луговых растений. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений, гербаризация. Охраняемые растения.

Практическая работа. Описание растительности. Выявление лекарственных, ядовитых и пищевых растений. Определение растений по вегетативным органам. Составление геоботанического описания. Обработка материала, собранного на экскурсии. Сушка гербария. Определение и описание растений, собранных на экскурсиях. Определение полезных растений местной флоры: лекарственные, пищевые, ядовитые.

Раздел 3. Зоология

Теория. Водные беспозвоночные. Изучение морфологии фауны беспозвоночных пресного водоёма. Наземные беспозвоночные. Внешние и внутренние повреждения деревьев и кустарников и беспозвоночные, их вызывающие. Почвенные беспозвоночные. Изучение морфологии фауны беспозвоночных почвенного покрова. Изучение беспозвоночных в почвенной пробе. Охраняемые виды. Типичные представители классов позвоночных московской области. Класс Земноводные. Многообразие, классификация представителей класса. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, типичные представители и их морфология. Млекопитающие. Типичные представители отрядов. Особенности морфологии. Значение позвоночных. Охраняемые виды.

Практическая работа. Определение полезных и вредных беспозвоночных местной фауны. Определение позвоночных местной фауны. Изготовление морилок.

Раздел 4. Биология человека.

Теория. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Утомление мышц. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе. Быстрота реакции человека. Закон среднего ритма и средних нагрузок.

Цели программы

  • Развить у подрастающего поколения исследовательскую компетентность посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Результат программы

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Предметные:

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с

использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном

пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и

представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,

умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить

наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,

аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в разновозрастной группе, содержащей постоянный состав учащихся на протяжении всего срока обучения. В группу зачисляются дети по принципу добровольности, желающие заниматься азами журналисткой деятельности. Наполняемость одной группы: 15 учащихся. Группа комплектуется в начале учебного года.

Материально-техническая база

Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормами.

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО.