Почитай-ка

Данный кружок способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.А театрализованная игра направлена на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний.

Программа кружка предназначена для учащихся начальной школы.  Программа кружка реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в соответствии с современными требованиями каждое занятие имеет ярко выраженный интегративный характер и строится на адекватных возрасту воспитанников видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, художественной.

Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.

Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

преподаватели

Учитель начальной школы 1 или высшей квалификационной категории

Расписание

среда 13.30-14.10

четверг 13.30-14.10

Содержание программы

1. Вводное занятие. (1 ч.)

Особенности организации работы кружка «Почитай-ка». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.

Теория: Правила поведения. Самоконтроль.

Контроль: самоконтроль

2. Клуб Почемучек. Особенности книжек-игрушек.(2 ч.)

Знакомство с книжками-игрушками, с книжками-малышками, с книжками-великанами, с книжками-трафаретами. Ознакомление с основными цветами радуги. Знакомство с библиотекой класса. Правила пользования классной библиотекой. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

Теория: Книга, обложка, переплёт. Книжки-игрушки, книжки-малышки, книжки-великаны, с книжки-трафареты. Библиотека. Обложка. Переплёт.

Практика: рассматривание книг

Контроль: опрос.

3. Поляна сказок. Малые фольклорные жанры.(12 ч.)

Знакомство с произведениями малого фольклорного жанра, со сказками. Понятие о народных и авторских сказках. Понятие «герои сказок, персонажи». Особенности загадок. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

Теория: Фольклор. Сказка. Герой сказки, персонаж. Загадка. Скороговорка.

Практика: Чтение и слушание произведений. Разгадывание загадок, придумывание своих по эталону.

Контроль: тест, викторина

4. Произведения для детей и о детях. Произведения о животных.(6 ч.)

Знакомство с произведениями для детей и о детях. Понятия «стихотворение», «рассказ». Понятие о рифме. Подбор книг по тематике.

Теория: Стихотворение. Рассказ. Рифма.

Практика: Изготовление книжки-малышки. Чтение и слушание произведений. Рассматривание книг.

Контроль: взаимоконтроль, книжка-малышка.

5. Знакомство с хранилищем книг- библиотекой. (3 ч.)

Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Правила выдачи книг. Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. О чем может рассказать обложка. Технология ремонта книг.

Теория: Библиотека, алфавит. Элементы книги.

Практика: Ремонт книги.

Контроль: взаимоконтроль

6. Путешествие в волшебный мир театра. (2 ч.)

Знакомство детей с театром, его историей. Понятие о пьесе, действии, сюжете и т.д. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель). Понятия «театр» и "кукольный театр«.

Теория: Театр, сцена, актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель, «театр» и "кукольный театр".

Практика: сценка

Контроль: сценка

7. Речевая гимнастика. (на каждом занятии)

Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов(диалог, монолог, речь автора). Работа с чистоговорками, скороговорками. Посещение детских спектаклей

Теория: диалог, монолог, речь автора

8. Игровые программы (3 ч.)

Игры с буквами, слогами, словами. Игра "Страна Вообразилия"

Теория: буква, слог, фантазия, сказка, загадка, скороговорка.

Контроль: игра

9.Подготовка и показ мини-спектакля. (2 ч.)

Выбор произведения. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

Теория: роль, актёр.

Практика: мини-спектакль.

Контроль: спектакль

10. Диагностическая работа. Анализ. (2 ч.)

11. Работа с портфолио (рисунки, письменные работы)

 

Цели программы

Раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, литературное развитие младших школьников, совершенствование и развитие навыков содержательной, правильной, выразительной, речи в устной и письменной форме.

Результат программы

Предметные умения:

·              осознавать значимость чтения для личного развития;

·              формировать потребность в систематическом чтении;

·              использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

·              уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Регулятивные умения:

·              уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

·              уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

прогнозировать содержание книги до чтения,

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

·      ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

Коммуникативные учебные умения:

  -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;

-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

 - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

Личностные качества:

 – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Учащиеся 1 класса должны уметь:

·         Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка,  прибаутка.

·         Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

Отвечать на вопросы по содержанию текста

Особые условия проведения

Психолого-педагогические условия реализации Программы

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; Поддержка  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, соответствующий СанПИН

компьютер

Проектор

Набор перчаточных кукол