Дополнительная общеразвивающая программа театрального кружка, имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческого потенциала каждого ребёнка. Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно – эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
преподаватели
Кондратьева Марина Сергеевна
Содержание программы
Модуль I.
Раздел 1.Введение в программу,
(теория 1 ч.).
Тема 1. Вводное занятие.
Теория (1 ч.): Знакомство с детским коллективам и педагогом. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях. Театральная игра "Давайте познакомимся".
Раздел 2. "Зачем люди выходят на сцену?«,
(теория 2 ч., практика 5).
Тема 2.1. Театральная игра
Теория (1 ч.): Зачем люди выходят на сцену? История возникновения театра. Искусство перевоплощения. Античный театр. Комедия и трагедия. Создание образа. Интонация.
Практика (2 ч.): Поиск интонации при создании образа. Театральная игра «Скажи по- разному». Театральная игра "Путешествие на театральные подмостки".
Тема 2.2. Техника речи
Теория (1 ч.): Наука просто и красиво говорить. Как Демосфен стал великим оратором. Логическое ударение. Сила голоса и его эмоциональная окраска. Четкость произношения.
Практика (3 ч.): Выразительное чтение стихотворного и прозаического отрывка литературного произведения.
Раздел 3. Актёрское мастерство,
(теория 2 ч., практика 6).
Тема 3.1. Мимика и жест
Теория (1 ч.): Мимика и жест – важная часть актёрского искусства. Зачем нужен грим.
Как изобразить чувство страха, гнева, радости, удовольствия, стыда, восхищения.
Практика (3 ч.): Использование мимики и жеста при работе над ролью. Театральные игры "Горький арбуз и сладкий лимон".
Тема 3.2. Сценическое движение
Теория (1 ч.): Пластика как основа гармонии движения актера.
Практика (3 ч.): Наблюдение за домашними животными. Театральная игра "Я совсем уже не Петька, я теперь – автомобиль!".
Раздел 4. Безопасность дорожного движения
(теория 1 ч.)
Тема 4.1. Что такое безопасность движения.
Теория (1 ч): Опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах. Безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне. Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям.
Раздел 5. Итоговое занятие
(практика 1 ч.)
Тема 5.1. Открытое занятие.
Практика (1 ч.): Показ сказки "Приключения Буратино«
Модуль II.
Раздел 1. Кукольный спектакль
(теория 2 ч., практика 7 ч.).
Тема 1.1. Техника работы с куклой
Теория (1ч.): Виды кукольного театра. Кукла-перчатка. Техника вождения верховой куклы. Правила техники безопасности при вождении перчаточной куклы. Правильное и безопасное поведение за ширмой.
Практика (3 ч.): Вождение куклы. Взаимодействие с другими персонажами. Пробуем говорить и ходить по ширме одновременно. Веселый танец на ширме.
Тема 1.2. Подготовка кукольного спектакля
Теория (1ч.): Как работать над ролью в кукольном спектакле.
Практика (4 ч.): Репетиции. Показ спектакля.
Раздел 2. Театральные игры
(теория 1 ч., практика 5 ч.).
Тема 2.1. Театральные игры. Сказка на стене.
Теория (1 ч.): Роль театрально-игровой деятельности в работе над созданием образа.
Игра для удовольствия и создания хорошего настроения. Игра на внимание. Игра на воображение. Игра, требующая концентрации памяти. Сказка на стене: техника показа.
Практика (5 ч.): Проведение театральных игр, способствующих развитию воображения и фантазии. Сказка на стене: диалог нарисованных героев, сочинение коротких историй.
Раздел 3. Безопасность дорожного движения
(теория 1 ч., практика 1 ч.)
Тема 3. 1. Знает каждый пешеход.
Теория (1 ч): Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением. Название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.
Практика (1 ч): Игры «Наша улица», "Светофор".
Раздел 4. Отчётные мероприятия
( практика 1 ч.)
Тема 4.1. Показ мини-спектакля.
Практика (1ч): Показ отчётного спектакля. Обсуждение результатов. Награждение.
Цели программы
Развитие и формирование творческих способностей обучающихся через развитие устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Результат программы
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха или неуспеха своей деятельности;
· бережному и заинтересованному отношению к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
Метапредметные результаты
· самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата;
· умение давать объективную оценку собственной деятельности, а также, парной, групповой работе;
· умение выстраивать диалог в общении; договариваться; приходить к общей точке зрения;
· умение слышать и слушать своих товарищей; уважительно относиться к их высказываниям;
· умение добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах;
· умение находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
· умение пополнять словарный запас, образный строй речи.
Предметные результаты
· улучшать дикцию, точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;
· расширять диапазон и силу звучания голоса;
· проявлять воображение, музыкальность, выразительность, способности к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением произведений;
· осознавать значимость чтения для личного развития.
· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· самостоятельно работать с новым произведением;
· определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
· активизировать свою фантазию;
· анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
Обучающиеся должны знать
· правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
· виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);
· чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
· наизусть стихотворения русских авторов.
Обучающиеся должны уметь
· владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
· действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
· произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
· произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
· произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
· читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
· строить диалог с партнером на заданную тему;
· подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Особые условия проведения
Опираясь на знания, полученные в ходе изучения программы и следуя рекомендациям педагога, обучающиеся смогут постичь увлекательную науку художественного чтения, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы, обогатить свои словарный запас и знания в театральном искусстве, постичь тонкости постановки спектакля. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, декоратором, звукорежиссером.
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение (музыкальный центр, ноутбук, аудиозаписи, видеозаписи).
Методическое обеспечение (пособия для занятий по технике речи, фонограммы, памятки, рекомендации, презентации к занятиям.)