"Развиваем руку" 2021-2022 уч.год

Занятия для развития кистей и рук создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому,  повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

преподаватели

Педагог дошкольного или дополнительного образования, имеющий образование по программе "Педагогика и методика дошкольного образования ".

Содержание программы

Программа учебного курса «Мелкая моторика» предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цели программы

Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук

· развитие двигательных и познавательных способностей детей;

· развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Результат программы

1. Обучающиеся овладеют графическими навыками:

а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо.

б) обводить контуры предмета по точкам,

в) дорисовывать предметы,

г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не

заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

· 2. Научатся приемам  работы с бумагой,  с пластилином.

· 3. Разовьются способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

· 4.Повысится уровень творческой активности, пространственное мышление, фантазия.

· 5. Разовьется  мелкая моторика рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.

Особые условия проведения

Программа расчитана на детей в возрасте 5-7 лет, с уровнем навыков - от минимального  (в соответствии с возрастными категориями).

Материально-техническая база

К материально-техническому оснащению, необходимому для реализации программы относится:
 Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных
игр;
- Мультимедийные проекторы;
-Интерактивные доски;
- ПК.
Успешной реализации программы способствует наличие в кабинете  специального оборудования:
- разнообразные мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок ;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» – емкостей, наполненных горохом или фасолью, – для
самомассажа кистей.
В кабинете в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по
развитию мелкой моторики:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- простые и цветные карандаши;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания
узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.