«Я познаю мир»

В ходе реализации данной программы используются различные формы социально-педагогической работы с подростками, в том числе и с признаками отклоняющегося поведения, предлагаемые отечественной педагогикой и психологией:

- организация социальной среды – создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Данная форма работы основывается в первую очередь на личном примере руководителя, его установок на здоровый образ жизни и трезвость.

-информирование – проведение лекций, бесед.

-активное социальное обучение социально-важным навыкам – организация групповых тренингов в ходе проведения экскурсий и походов.

-организация деятельности, альтернативной девиантномуповедению – познание (путешествия), испытание себя (походы спорт), значимое общение, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, духовная, благотворительная).

-организация здорового образа жизни – здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой.

- активизация личностных ресурсов – активное занятие спортом, их творческое самовыражение.

Вторая основополагающая позиция данной программы – это создание социальной среды для реализации собственных потребностей подростка:

· в самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, поступкам, определении своих возможностей)

· в самореализации (раскрытии своих возможностей и личностных качеств, а также предъявлении их окружающим)

· в самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам)

Цель педагога поддерживать их природное любопытство и желание испытать все самим, неуемная физическая энергия и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости, самостоятельности, проявить себя среди других.

На мой взгляд, в наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной», необустроенной среде, в большей степени это всевозможные туристические экскурсии и походы. В таких условиях школьники в большей степени ощущают собственную независимость от взрослых, так как ослабевает влияние родительских сценариев, и тем самым открываются возможности для свободного и автономного бытия учащихся, их самостоятельного поступка, самостоятельного выбора позиции. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможности познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственным интересами, удобствами, благополучием ради других.

Эта особенность туристско-краеведческой деятельности, которая позволяет решать как возрастные задачи, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся, и положена в основу данной образовательной программы.

Третья основополагающая позиция заключается в том, что подросток крайне нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если он найдет его в своем ближайшем окружении – учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать поиски «на стороне». Это возможно при наличии двух необходимых условий. Первое – это наша способность быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие. Второе – это правильно выбранный стиль взаимоотношений с подростками. Поэтому, руководитель должен использовать в общении с подростками демократический стиль: общаться с подростком товарищеским тоном, корректно направлять его поведение, хвалить и порицать, высказывая одновременно советы и предложения, допускать дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаться подчеркиванием своего руководящего положения.

Стиль взаимоотношений руководителя и подростков является весьма действенным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями, именно в общении со взрослыми подросток усваивает и закрепляет все свои будущие модели поведения, что должно позитивно влиять на подростков с признаками отклоняющегося поведения

Педагоги

Соболева Юлия Николаевна

Содержание программы

Особенности организация учебно-воспитательного процесса

Программа составлена таким образом, чтобы каждый месяц вне зависимости от времени года, кроме теоретических занятий, проводились и туристско-краеведческие мероприятия. Это позволяет сделать занятия более разнообразными, что вызывает интерес к ним учеников и становится наиболее приближенным к требованиям современных ФГОС. Выбор формы занятия зависит от темы программы. В рамках занятий любой формы применяются индивидуальные, парные, групповые методы взаимодействия.

Структура занятий состоит из заседаний кружка (теоретической подготовки) и практической части (походов, экскурсий, краеведческих мероприятий). Теоретическая подготовка представляет собой лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся руководителем кружка в помещении школы или в местах проведения экскурсий. Теоретическая подготовка дает представление об истории, целях и задачах деятельности кружка; знакомит с историей своей школы и населенного пункта, историческими, культурными и природными особенностями своего региона или места путешествия; дает основы необходимой туристской подготовки, способов выживания в дикой природе, первой медицинской помощи и самопомощи. Занятия строятся таким образом, чтобы была возможность применения технологии группового и коллективного взаимодействия. Это позволяет уже на теоретическом этапе формировать взаимоотношения в группе Использование технологии группового и коллективного взаимодействия.

Практические занятия проводятся в форме однодневных или многодневных походов и экскурсий, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели.

Учебная деятельность предусматривает освоение дополнительной образовательной программы и в форме школьных, районных и краевых соревнований по туризму, участие в конкурсах социальных проектов и исследовательских работ

При проведении туристско-краеведческого похода тематической направленности учитываются индивидуальные особенности участников: темы исследований разрабатываются индивидуально.

Цели программы

Цель программы: Создание системы социально-педагогической работы в сельской школе в качестве педагогической поддержки подростков на основе реализации дополнительной образовательной программы туристско-краеведческой направленности.

Задачи программы:

1. дать знания, умения и навыки по основам туристической деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, поиска и организации места привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.);

2. сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий;

3. сформировать навыки выживания в природе в условиях автономии;

4. прививать интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

5. воспитывать гордость за «малую родину» и страну на примерах выдающихся земляков, изучение культуры, истории, экономики, природы родного края, как одного из субъектов России;

6. способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребности детей в общении;

7. развивать инициативу и индивидуальные способности учеников;

8. предоставления возможности реализации интереса к организации экстремального досуга подростков.

Особенности программы:

· Дает представление о туризме как способе познания окружающего мира.

· Развивает физическую активность, укрепляет здоровье.

· Обучает навыкам решения разнообразных практических задач.

· Поддерживает сознательный творческий уровень усвоения других школьных дисциплин.

· Развивает навыки деятельности в экстремальных ситуациях.

· Обучает способам оказания первой помощи пострадавшим от опасных факторов чрезвычайных ситуаций.

Результат программы

Прогнозируемые результаты

Реализация программы предполагает получение и использование конкретных результатов на трех уровнях:

1. индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение знаний, овладение исследовательскими методами);

2. социальном (профилактика девиантного поведения);

3. ЗОЖ (профилактика болезней и укрепление здоровья, обучение действиям в чрезвычайных и опасных ситуациях).

В конце изучения курса учащиеся

Будут знать:

· основу теории туризма при совершении путешествий малой и средней длительности;

· технику преодоления естественных препятствий;

· способы ориентирования на местности;

· правила поведения в природе;

· порядок и правила оказания первой медицинской помощи.

Будут уметь:

· подбирать личное и групповое снаряжение;

· составлять меню и подбирать необходимый оптимальный набор продуктов;

· организовывать привалы и ночлеги;

· разбивать туристический бивуак;

· укладывать рюкзак;

· разрабатывать простейшие маршруты выходного дня;

Будут владеть:

· самостоятельным выбором темы краеведческого задания для похода;

· распределением обязанностей в группе;

· организацией своей жизни на основе безопасности жизнедеятельности.

переносить известные ему знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;
находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных подростку идей, знаний, навыков, приемов;
создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.

Особые условия проведения

Программа учитывает особенности школьного учебно-воспитательного процесса и возрастные особенности учеников, поэтому большинство однодневных походов и экскурсий приходится на осеннее и весеннее время, а многодневные походы и экскурсии проводятся во время осенних, весенних и летних каникул.

Кружковая форма работы даёт возможность одновременно заниматься детям разных возрастов и подразумевает преемственность возрастных ступеней школы, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям большее количество учеников, которые интересуются туризмом и краеведением.

Общая концепция программы – "Каждому человеку должен быть доступен туризм как основа физического и нравственного развития".

Результаты исследований участниками туристско-краеведческого похода по выбранным темам могут быть представлены:

1. на уровне школы (отчет кружка, общешкольное собрание и т.п.)

2. в открытом доступе через сайт ОУ, страничку в социальной сети

3. на районной или краевой научно-практической конференции

созданием своего сайта путешествий по родному краю;
созданием версии интерактивного сборника "Шедевры Московского края"

Материально-техническая база

Оборудованы рабочие места, имеется необходимое туристическое снаряжение компасы, карты, полевое кухонное оборудование, топор, пила,  рюкзаки, палатки, плавсредства, средства индивидуальной защиты, медицинская аптечка, спортивный инвентарь.

Методическое обеспечение программы:

викторины и творческие задания по основным темам;
материал для проверки знаний;
перечень практических работ;
программы проведения различных соревнований;
специальная и методическая литература.
Занятия проводятся  различными методами обучения – частично – поисковый, проблемный, исследовательский, проектный. Используются технологии Коллективно-группового взаимодействия, КТД и другие.

Практическое обеспечение программы:

Закрепление, полученных знаний каждого курса программы обеспечивается практическим применением.  В период каникул кружковцы обеспечивают помощь в организации и проведении многодневнего похода. После окончания похода дети пишут исследовательские работы, статьи, очерки в школьную газету, выступления на школьном радио, принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.