Кружок «Танцы народов мира»

Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально- организованное движение. Особенность искусства танца в том, что содержание любого танцевального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Пластическая природа танца через своеобразную и сложную технику этого искусства раскрывает внутренний мир человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки, показывает национальную, стилевую и историческую принадлежность.

Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того, что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Врачи-физиологи утверждают, что без движения человек не может быть абсолютно здоровым. Регулярные занятия способствуют улучшению циркуляции крови и снабжению тканей организма кислородом, повышению мышечного тонуса. С точки зрения медицины танцы – это лекарство от стрессов и депрессий, а также профилактика таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Отличительные особенности программы «Танцы народов мира» заключаются в самой структуре программы, в её содержательной части, в организационно- педагогической основе обучения:

- групповая форма работы в сочетании с индивидуальным подходом;

- обучение, развитие и воспитание на основе современных педагогических технологий личностно-ориентированной направленности, методов, форм, приёмов, способствующих наибольшей заинтересованности детей в этом виде деятельности, а так же более полному раскрытию их творческого потенциала и формированию стремления к саморазвитию и дальнейшему самосовершенствованию.

Дополнительная образовательная программа «Танцы народов мира» отнесена к программам художественной направленности. Ее цель и задачи направлены на свободное развитие личности ребёнка, поддержание его физического и психического здоровья, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.

Актуальность программы заключается в том, что занятия хореографией совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье, способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, способствуют исправлению нарушений осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию.

Современный танец является одним из основных предметов, он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы ног и спины, даёт возможность каждому ребенку выработать чувство ритма, получить хорошую растяжку, обрести пластичность и гибкость, исправить и скорректировать природные недостатки.сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела – в этом его значение и значимость.

преподаватели

Терпугова Татьяна Алексеевна

Содержание программы

Вводный раздел I.

Раздел II: «История возникновения танцевального искусства».

Азбука музыкального движения. Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать усваивают понятия «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Теория. Понятие танцевальных жанров. Музыкальная грамота. Понятие – музыкальный темп. Характер мелодии. Выразительные средства и динамические оттенки в музыке.

Синкопированный ритм. Акцентирование. Практика. Упражнения для развития выразительности (образные упражнения). Эти упражнения решают сразу несколько задач: изобразительно – выразительные, музыкально ритмические, условно – пластические (например «дирежор»). Исполнение одних и тех же движений в разных темпах и разных характерах. Слушание музыки и определение сильной или слабой доли такта хлопком. Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Слушание музыки, определение ритмов и динамических оттенков. Положения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

Раздел III: «Ритмика». Включает в себя такие способы проведения, как Игроритмика, Танцевально-ритмическая гимнастика, Латино-ритмика.

3.1. Игроритмика – ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, быть основой получения ритмичности и дыхательных способностей.

3.2. Танцевально- ритмическая гимнастика – образно – танцевальные композиции, имеющие целевую направленность, сюжетный характер и завершаемость.

3.3. Латино – ритмика – танцевальная аэробика, стилизованная хореографией латиноамеканских танцев.

Раздел IV: «Гимнастика». Включает в себя такие способы проведения, как Игро-гимнастика, партерная гимнастика, Креативная гимнастика, Пальчиковая гимнастика.

4.1 Игро-гимнастика, партерная гимнастика.

4.2 Креативная гимнастика – Предусматривает работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. В основе акробатика. Имеет тесную связь с "брейкингом".

4.3 Пальчиковая гимнастика – служит для мелкой моторики и координации движений рук. Открывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышление, развевает фантазию.

Раздел V: "Танец"

5.1 Танцы народов мира – занятие по изучению танцевального искусства одного из народов планеты или целого слоя культуры общества той или иной страны: их особенности, характер и технику исполнения конкретного танца (последовательное изучение с нарастающими формами сложности)

Элементы русского и цыганского танца:

- основа (положения корпуса, рук, простые шаги) танца; основное отличие мужского характерного исполнения от женского

- хороводные (медленные) движения;

- упражнения для рук и ног при подготовки к движениям быстрого (плясового) характера;

- дробные выстукивания и "хлопушки";

- построение комбинаций танца.

Изучение основных характерных шагов и комбинаций Цыганского танца

Элементы танцев народов Востока:

- исторически сложившиеся особенности движений танцев древнего востока;

- характер шагов и движений корпуса в Индийском танце;

- композиции танцев.

Элементы танцев Азии:

- изучение элементов Татарского и Башкирского танцев (характер движения рук, ног и корпуса) ; комбинации танца;

- изучение элементов танцев народа Китая и Японии (особенности философии данной культуры и их выражение через хореографию);

- композиции на основе китайского танца (используя необходимые предметы).

Танцы народов Европы :

- Украинский танец (особенности и характер исполнения);

- Риверденс-отличительное исполнение хореографии Ирландии (особенности и характер движений);

- изучение элементов исторически-национального танца Греции-Сиртаки; комбинации танца;

- танцевальная композиция ирландского танца.

Изучение манеры и особенности танцевальных движений народов Африки (танцевальные комбинации).

5.2 Классический танец – балетный танец, как основа большей части хореографического искусства (балет эпохи Возрождения, отличия Русского балета) – изучение базовых основ, движений Классического танца

Цели программы

Приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Результат программы

Будут знать:

основы хореографического искусства;
требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
технику исполнения упражнений классического танца;
рисунки народно-сценического танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;
методику исполнения, элементы, основные движения и комбинации классического и народно-сценического танцев;
принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
самобытность и образность танцев нашей страны и народов мира;
основы музыкальной грамоты;
этапы развития и становления зарубежного, русского и советского балетного искусства;
об исполнительской деятельности ведущих артистов балета.
Будут уметь:

исполнять грамотно и музыкально программные танцы и движения;
работать в паре, ансамбле и коллективе;
исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, элементы и основные комбинации, произведения учебного хореографического репертуара;
самостоятельно исполнять ритмические упражнения;
распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического, классического танцев;
понимать и исполнять указания преподавателя.
Будут владеть навыками:

постановкой корпуса, ног, рук, головы;
техникой исполнения программных движений, коллективного исполнительского творчества;
основными правилами танцевального этикета;
терминологией классического, народно – сценического танцев.

Особые условия проведения

В группах могут заниматься дети с особенностями развития (ограниченными возможностями здоровья), дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети-мигранты и вынужденные переселенцы, сироты и др. Противопоказаний по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, USB накопитель, диски с аудиозаписями и видеозаписями, аппаратура для музыкального сопровождения занятий (музыкальный центр), наличие оборудованных раздевалок; наличие концертного зала; наличие репетиционной и концертной одежды и обуви; аппаратура для музыкального сопровождения занятий.