Творческая мастерская «Самоделкин»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Самоделкин» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Курс состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.

преподаватели

Балыкин Игорь Васильевич

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

Содержание программы

Тема 1. Введение 

Теория. Знакомство детей друг с другом и педагогом. Ознакомление с программой. Организационные вопросы. Правила поведения в кабинете и учебном заведении. 

Практическая работа:

– входной контроль.

– игра-знакомство "Я умею, могу научить, хочу научиться«.

Тема2. Изучение правил ПДД

– профилактическая беседа;

– анкетирование

Тема 3. Графическое изображение деталей из древесины 

Теория. Графические знания. Эскиз. Технический рисунок.

Практическая работа:

Выполнение элементов эскиза, технического рисунка. Чтение элементов эскиза и технического рисунка. Составление технологической карты изготовления деталей.

Тема 4. Столярный и плотницкий навык 

Теория. Водное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты для занятий. Чтение эскиза, технического рисунка. Технология соединения брусков из древесины. Разметка древесины. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

Практическая работа:

Чтение эскиза, технического рисунка. Перенос силуэтов. Навыки пиления и строгания древесины. Навыки сверления древесин. Деревянные шканты. Навык изготовления деталей квадратной и прямоугольной формы, запиливания соединений, технологии соединения, изготовления деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму, соединения деталей из дерева гвоздями, шурупами, саморезами, клеем, зачистки изделий из древесины и их отделка.

Тема 5. Художественная обработка древесины 

Теория. Водное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы, инструменты и приспособления. Виды резьбы по дереву. Технические приемы. Виды орнамента, применяемые в работах лобзиком. Симметрия в построении орнамента изделия. Орнаментальные розетты и полосы, их нанесение на изделие. Применение сетчатого орнамента изделия. Способы соединения деталей после выпиливания. Основные приемы выжигания. Техника художественного выжигания. Выбор материала, подготовка поверхности для резьбы по дереву, разновидность резцов. Техника инкрустации шпоном.

 Практическая работа:

– подготовка материалов к выпиливанию орнамента;

– выпиливание лобзиком;

– циклевание, шлифование изделий после выпиливания;

– соединение деталей;

– художественно-эстетическое оформление;

– резьба по дереву;

– отделка готового изделия;

– инкрустация шпоном

Тема 6. Токарная обработка древесины 

Теория. История токарного станка по обработке древесины. Техника безопасности при работе на токарном станке СТД-120М. Подготовка инструмента к токарным работам. Особенности применения древесины различных пород деревьев в токарном деле. Эскиз изделия. Припуски на обработку. Назначение и устройство приспособлений на СТД. Крепление заготовки в центрах. Приемы работы на СТД. Шлифование поверхности после точения. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства с элементами токарной обработки. Измерительные инструменты в токарных работах. Работа по контрольным шаблонам. Техники отделки поверхностей деталей после токарной обработки.

Практическая работа:

– изготовление изделий декоративно-прикладного искусства с элементами токарной обработки;

– отделка поверхностей деталей после токарной обработки

Тема 7. Ремонтные работы в быту (хозяин в доме)

Теория. Водное занятие. Инструктаж по ТБ. Материалы и инструменты для занятий. Причины поломок мебели. Техники сборки и ремонта мебели. Мебельная фурнитура. Петли, магнитные держатели. Дверные замки-виды. Приемы врезки замков. Разметка. Клеевые соединения, столярный клей. Способы склеивания. Ремонтно-отделочные работы. Основы технологии малярных работ. Инструмент и приспособления. Краски. Лаки. Эмали. Растворители. Плитка и ее формы. Основы технологии плиточных работ. Инструмент. Подготовка поверхности для облицовки плиткой. Штукатурные смеси. Грунтовки. Техники облицовки плиткой.

Практическая работа:

– сборка мебели;

– ремонт мебели;

– врезка замков;

– ремонт склейкой столярным клеем;

– малярные работы;

– штукатурные работы;

– плиточные работы

Тема 8. Итоговое занятие «Делаем сами» 

Теория. Подведение итогов. Анализ изготовленных работ.

Рекомендации для дальнейшего обучения. Заполнение анкеты по самооценке.

Планирование работы на следующий учебный год.

Практическая работа:

– защита итогового изделия, работы.

Цели программы

Цель: развитие творческих способностей обучающихся посредством приобщения их к современным видам декоративно-прикладного искусства и учёта особенностей обработки природного и строительного материала. Цели будут достигнуты при условии "Я хочу это сделать сам".

Результат программы

Личностные:

У учащихся будут:

- сформирована активная личность ребенка, высокая гражданская

позиция;

- воспитан эстетический вкус, творческие способности детей;

- воспитаны у учащихся усидчивость, трудолюбие, настойчивость в

достижении поставленной цели;

- формирована культура общения и поведения в общественных местах;

- сформирована культура труда и трудовые навыки;

- воспитаны навыки здорового образа жизни.

Метапредметные: 

У учащихся будет:

– развита у детей мотивацию к творческому поиску;

– развиты у учащихся внимание, память;

– развита фантазия, наблюдательность, художественный вкус, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, развита фантазия, аккуратность;

– развиты индивидуальные художественные способности по средствам приобщения к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

– развита активность, самостоятельность, ответственность.

Предметные:

– роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;

– принципы работы, назначение и устройство основных технологических машин (сверлильный и токарный станки), инструментов (ножовка, рубанок, лобзик и др.), электроинструментов (эл. лобзик);

– приобретены технологические знания, умения и навыки работы с различными декоративными материалами;

– сформированы представления об основах композиции;

– сформированы пространственные представления и навыки совершения пространственных преобразований, сформированы умения конструировать;

– сформированы специальные знаний по предмету (основы композиции, материаловедение, терминологии и др.);

– роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

– правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.

 

Особые условия проведения

Программа рассчитана на учащихся гимназии. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений школьников с использованием машиноведения (токарные станки ТСД-120 и ТВ-4, сверлильный станок, ручной и электрический инструмент).

В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам техники безопасности. Коллективность выполнения отдельных изделий развивает у школьников чувства взаимопомощи и ответственности за общее дело.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы в кружке технологическо-художественной творческой деятельности создана комфортная обстановка для проведения занятий с детьми разного школьного возраста. Кабинет отводимый для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: светлый, тёплый, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий с подгруппой из 15 человек.

Материалы и инструменты по темам:

Раздел графического изображения деталей из древесины.

Бумага для черчения. Набор чертежных принадлежностей.

Раздел столярного и плотницкого навыка.

Пиломатериалы. Древесные материалы. Столярный и плотницкий инструмент и приспособления.

Раздел художественной обработки древесины.

Пиломатериалы. Инструмент для художественной обработки древесины и приспособления. Клеи. Краски. Масла. Воски.

Раздел токарной обработки древесины

Пиломатериалы. Токарный станок для обработки древесины СТД-120М. Стамески для токарных работ. Кронциркули. Шлифовальная шкурка. Шлифовальная колодка.

Раздел ремонтных работ в быту (хозяин в доме)

Мебельная фурнитура. Клеи. Малярный инструмент и приспособления. Краски. Лаки. Растворители. Грунтовки. Штукатурные смеси. Армирующий материал. Керамическая плитка. Плиточные клеи.

Технические средства обучения:

 

– видеопроектор

– компьютер

– фотоаппарат

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий данную программу.

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДОД