Программа имеет туристско-краеведческую направленность.Регулярные занятия туризмом, участие в походах формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике.
Программа рассчитана на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессиям: спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к построению учебно-воспитательного процесса. В начале обучения большое внимание уделяется формированию знаний, умений и навыков в разных темах программы с параллельным развитием познавательных интересов, памяти, внимания, воображения. В дальнейшем на базе сформированных знаний, умений, навыков, приемов деятельности формируются коммуникативные, познавательные, учебные компетентности.
Разработанный, собранный и апробированный в практической деятельности инструментарий (занимательные задачи, кроссворды, ребусы, кодирование, расшифровка информации и многое другое), даёт возможность развивать логику и мышление средствами обучения туризму и краеведению.
преподаватели
Мишин Геннадий Вячеславович, учитель физкультуры 1 категории
Беляев Алексей Дмитриевич , учитель физкультуры 1 категории
Егоров Алексей Анатолевич,учитель физкультуры
Содержание программы
Содержание программы
В программу включены разделы: специальная подготовка (туристское многоборье), подготовка к походу (туристский быт), спортивное ориентирование, общая физическая подготовка. Предлагаемая в этой программе тематика также предусматривает ознакомление учащихся со своим краем, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным путешественникам.
Темы программы проходятся последовательно, в соответствии с логикой учебного процесса, занятия из тем «Краеведение», «Общая физическая подготовка» могут проводиться постепенно в течение всего учебного года, так же как и "Соревнования"
В первые недели работы объединения проводится собрание родителей, на котором подробно рассказывается о программе, планах занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов и т. д.
В начале первого и второго полугодий учебного года проводится инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, походов, соревнований, на дороге и в транспорте.
Занятия объединения носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание обращается на общефизическую и специальную подготовку. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядных материалов, новейших методик. На занятиях воспитывается умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий.
План занятий строится так, чтобы перед воспитанниками всегда стояла ближайшая и доступная им цель – экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в туристском соревновании и т. п. Одновременно следует добиваться того, чтобы воспитанники хорошо понимали, что ведущей целью занятий является предстоящие многодневные походы.
Темы для занятий подобраны в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как выбраться на откос или преодолеть реку, овраг и т.д.
Содержание занятий постоянно усложняется. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходят к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой. От небольших прогулок переходят к однодневным походам, которые необходимо использовать для расширения и углубления знаний воспитанников по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
Поход протяженностью в несколько километров является хорошей тренировкой перед многодневными походами, а фиксация наблюдений, описание пути движения помогает в будущих степенных походах вести содержательные записи для отчета.
Распределение обязанностей в каждом походе ведется так, что к исполнению их привлекаются каждый раз разные члены объединения. Это позволяет к началу многодневных походов выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.
После похода на занятии обсуждаются его итоги, а затем одни юные туристы обрабатывают дневник, другие делают фотомонтаж, некоторые участники занимаются выпуском информационного листка, обработкой записей бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это проводится так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников.
Особое внимание уделяется вопросам безопасности при проведении полигонов, походов и соревнований.
Цели программы
Основная цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, помощь в формировании всесторонне гармонично развитой личности.
Результат программы
Ожидаемые результаты при реализации программы.
При реализации программы полученные знания позволяют воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, а также в экстремальных условиях природной среды, значительно расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире.
Предметные результаты:
На занятиях объединения, в походах, путешествиях, на экскурсиях юные туристы должны научиться:
–составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
умению одеваться, обуваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода и способа передвижения;
-ориентироваться в незнакомой местности при помощи карты, компаса, по местным предметам, солнцу, часам;
-пользоваться топографической и спортивной картами, ходить по азимуту;
-преодолевать естественные препятствия в пути, вязать узлы;
-делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;
-выбирать место для привала, оборудовать его для ночлега, ставить палатку, разводить костёр, готовить на нём пищу, изготавливать простейшее туристское оборудование;
-фиксировать наблюдения, проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы;
-составлять технические описания маршрута;
-вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
-техническому и тактическому мастерству участников соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию, поисково-спасательным работам;
Метапредметные:
Должно быть сформировано, развито:
-умение работать с различными источниками информации;
-жизненно важные умения и навыки, необходимые для выживания в экстремальных условиях;
-творческая и исполнительская активность обучающихся;
-интерес к познавательной деятельности;
-умение самовыражаться и самоутверждаться;
-творческие и коммуникативные способности;
разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др.
-умение соотносить свои практические действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, согласованно работать в группе;
-иметь основы технологической и экологической культуры;
Личностные:
-содействие в формировании профессионального самоопределения, профессионально важных качеств личности;
-формирование положительной мотивации на культуру жизнедеятельности;
-добросовестное отношение к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки (интерес к культуре и истории родины, потребность к самопознанию, умение ставить цели и их реализовывать);
-формирование потребности к общению (умение идти на компромисс, тактичность, толерантность, умение организовать культурный досуг);
-воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания, товарищества и взаимовыручки;
-готовность и способность вести диалог с товарищами по объединению, педагогом, родителями и достигать в нём взаимопонимания;
сформированное нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Минимум знаний, умений и навыков для воспитанников более подробно приведены в учебной программе туристского объединения " Школа безопасности" раздельно по каждой теме.
Материально-техническая база
Программа предполагает наличие наличие личного и группового туристического снаряжения ( хозяйственное снаряжение, медаптечки и пр.) , обзорные карты края, схемы, топографические и спортивные карты всех масштабов, компасы, верёвки , палатки. Занятия будут проводиться в спортивном зале и на улице.