Программа дополнительного образования «Мир музыки»

В настоящее время современная педагогика уделяет всё больше внимания поиску новых путей образования, воспитания, развития детей, чтобы ребёнок состоялся как личность, был эмоционально и гармонично развитым, имел возможность реализовать свои потенциальные возможности.

Данная программа призвана помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять. Показать, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее. Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией, участвовать в жизни микро-и макросоциума (группы, объединения, учреждения, города, региона и др.). Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

преподаватели

Оленева Елена Георгиевна

Содержание программы

Программа имеет 4 (четыре) модуля, в которых содержание и материалы программы дополнительного образования соответствуют «базовому» уровню сложности.                           Модуль 1. «Техника вокала» – составная часть музыкального образования учащихся.

 Модуль способствует формированию основ вокальной техники, музыкальной грамоты и имеет художественную направленность.  Практическая творческая деятельность дает возможности детям:

· проявить свои творческие способности;                                                                                           · быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;                               ·принимать участие в мероприятиях;                                                                                                  · накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;                                            · снимать физические и психические перегрузки.

Модуль 2. «Музыкальная карусель» является одним из основных этапов развития певческого голоса у учащихся. На занятиях вокала, разучивая и исполняя песенный репертуар, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающий их жизнью, получают представления о соотношении музыки и слова, т.е. расширяют свой музыкальный кругозор. Необходимо отметить, что вместе с тем происходит развитие слуха, способности эмоционального отклика на различные явления жизни совершенствуются аналитические умения.

Репертуар носит воспитательный характер, высокохудожественный, соответствует возрасту и пониманию детей, соответствует возможностям данного исполнительского ансамбля, разнообразный по характеру, содержанию, подобранным трудностям, т. е. каждое произведение должно двигать ансамбль и солиста вперёд в приобретении тех или иных навыков или закреплять их.

Именно в этом модуле происходит работа над дыханием, звукообразованием, звуковедением, устранением певческих дефектов, вторая включает в себя работу над тембром, связанным с образно-эмоциональной стороной произведения, фразировкой, динамикой, выразительной интонацией, осмысленным пением, подкреплённым образно-ассоциативным мышлением.

Модуль 3. «О музыке, о творчестве, о славе» включает в себя темы, беседы способствующие воспитанию нравственных и эстетических чувств, развитию культуры общения посредством песен. Данный модуль призван: сформировать этику поведения на занятиях и вне занятий, прививать учащимся стремление постоянно расширять и углублять современные профессиональные знания, воспитывать самостоятельную творческую личность, подготовить личность ребенка к социализации в обществе.

Модуль 4. "Музыкальная палитра"

 Концертное выступление – важный и ответственный момент в жизни коллектива. Это результат, по которому оценивают работу коллектива и солиста. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива и солиста имеют концертные выступления. Это результат, по которому оценивают вокальную работу . Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

 

Цели программы

Цель: формирование личности ребенка с развитыми музыкально-эстетическими интересами и системой ценностей средствами вокального и хорового искусства.

Результат программы

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию в творческой деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные компетенции выражаются формулами «Я и искусство», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет обучающемуся выполнять разные социальные роли («гражданин», «обучающийся», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («певец», «хор» и др.).

К предметным результатам относятся усвоенные обучающимся в процессе учебной деятельности на занятиях – знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в группе (команде); ценностные установки, специфичные для данного ремесла, межличностной коммуникации.

-научиться внимательно, слушать музыкальные произведения с начала до конца, запоминать названия и авторов;                                                                                                                          – уметь привести 2 – 3 примера музыки разного эмоционального содержания, дать определение её характера;                                                                                                                                           – верно, петь выученные песни, знать их названия и авторов; петь напевно, легко, без форсирования звука;                                                                                                                         – соблюдать при пении певческую установку. К окончанию первого года обучения:
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.
- понимать дирижёрские жесты и следовать им;
- знать средства музыкальной выразительности;
- уметь преодолевать мышечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;
- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;
- обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
- испытывать потребность к певческой деятельности; – принимают участие в концертных программах.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет, обнаруживших любовь к музыке и склонность к исполнительской деятельности, соответствует современным представлениям педагогики и психологии.

Материально-техническая база

Помещения для занятий музыкой и вокалом (кабинет, актовый зал); витрины для размещения фотоматериалов о деятельности кружка, музыкальные инструменты (фортепиано, баян, группа народных инструментов); музыкальный центр; фотоаппарат; видеокамера; мультимедиа оборудование; необходимая методическая литература и демонстрационный материал.