«Школа безопасности»

Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, а также ориентирована на создание у детей правильного
представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В данной программе реализуются задачи воспитания, образования, оздоровления и развития комплексно, в естественных условиях: передвижение с рюкзаком и преодоление естественных препятствий – физическое развитие; нахождение на свежем воздухе – оздоровление; необходимость переносить разнообразные погодные условия – закалка организма; красота окружающей природы – эстетическое воспитание; установка бивака, приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу – трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности – социальное и морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее историческими и культурными памятниками – патриотическое воспитание; приобретение новых знаний и полезного опыта – образование.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Школа безопасности» определена тем, что приобщает каждого ребенка к здоровому образу жизни, активизирует познавательную деятельность, в результате которой возникает желание узнать и попробовать что-то новое, а также применить полученные знания, умения и навыки в повседневной деятельности, улучшая тем самым свой образовательный результат.

преподаватели

Пиганов Анатолий Александрович

Содержание программы

Природа родного края, его история.
Теоретическая часть: Климат, растительность и животный мир Московской области, его реки и озера. Охрана природы (Красная книга). Сведения о прошлом края: знаменитые люди, достопримечательности.
Практическая часть: Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка выставки «Как много у нас всего интересного!». Фотографирование в походе.
Туристский бивак или наш временный «дом» на природе.
Палатка, определение, назначение. Постройка временных укрытий, виды укрытий в лесу, горах, пустыне.
Что такое поход и как к нему правильно подготовиться.  Понятие «поход», его виды, личное и групповое снаряжение. Практические занятия: Игра "Собери рюкзак". Безопасность в походе на первом месте! Кто будет главным?
Теоретическая часть: Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком, колюще-режущими предметами. Распределение обязанностей в группе.
Практические занятия: Инсценировка ситуаций.
Что такое компас и "с чем его едят" ?
А вот без карты никуда....
Способы подачи сигналов бедствия.

Сильные, ловкие, смелые!
Практические занятия: Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении 
Оказание первой медицинской помощи в походе.
Личная аптечка туриста, лесная аптека. Оказание медицинской помощи при различных травмах.
Практические занятия: Ознакомление с лекарственными растениями леса, луга. оказание помощи при вывихах, переломах, кровотечениях.
Лекарственные и съедобные растения нашего края.
Теоретическая часть: Знакомство с лекарственными и съедобными растениями нашего края.
Практические занятия: Знакомство и сбор лекарственных и съедобных растений.
Съедобные и ядовитые грибы и растения.
Теоретическая часть: Грибы и их разновидности, умение различать съедобные и ядовитые, способы оказания помощи при отравлениях.
Практические занятия: Умение определять на практике грибы.
Некоторые виды узлов и способы их вязки.
Теоретическая часть: Знакомство с видами узлов, когда и где они применяются.
Практические занятия: Вязка узлов.
Итоговое занятие. Соревнование "Школа безопасности«
2 модуль Введение. Инструктаж по пожарной безопасности. Инструктаж по электробезопасности. Правила перехода дорог пешком и с велосипедом, правила поведения на железнодорожных вокзалах и переход ж/д путей.
Теоретическая часть: Беседа о туризме и о работе детского объединения, о значении туризма для человека. Практическая часть: показ кинофильма. Природа родного края, его история.
Теоретическая часть: Климат, растительность и животный мир Московской области, его реки и озера. Охрана природы (Красная книга). Сведения о прошлом края: знаменитые люди, достопримечательности.
Практическая часть: Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка выставки «Как много у нас всего интересного!». Фотографирование в походе.
Туристский бивак или наш временный «дом» на природе.
Теоретическая часть: Палатка, определение, назначение.
Практические занятия: Постройка временных укрытий, виды укрытий в лесу, горах, пустыне.
Добывание огня, разведение костра.
Теоретическая часть: Для чего нужен костер, какие бывают костры, способы добывания огня и разведения костра.
Практические занятия: Добывание дров, разведение костра в природе.
Территория, границы, Московской области.
Теоретическая часть: Особенности географического расположения республики.
Практические занятия: Экскурсия по окрестностям деревни.
Климат нашего края, нашего района.
Теоретическая часть: Особенности климата республики.
Практические занятия: Ведение дневника наблюдений за погодой.
Водоемы нашего края. Озеро Бисерово.
Теоретическая часть: Знакомство с водоемами МО, Г.о. Балашиха.
Практические занятия: однодневный поход на Бисерово озеро
Как природа залечивает раны.
Теоретическая часть: Поиск и нахождение способов залечивания ран самой природой из Интернета.
Практическое занятие: работа с компасом.
Насекомые нашего края.
Теоретическая часть: знакомство с насекомыми МО.
Практические занятия: Определение названий тех или иных насекомых.
Редкие растения.
Теоретическая часть: Ознакомление с редкими растениями МО, Г.о. Балашиха.
Практические занятия: Работа с Красной Книгой
Животные наших лесов.
Теоретическая часть: знакомство с животными Московской области.
Практическое занятие: Разбор материала из Интернета.
Наблюдения за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Теоретическая часть: значение погоды в жизни сельчан.
Практическое занятие: Разбор показаний дневника наблюдений.
Итоговое занятие. Участие в соревнованиях "Школа безопасности".

Цели программы

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся средствами туризма и краеведения.

Результат программы

Личностные:
 приобщение к основам российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
 будут воспитаны готовность и способность к выполнению норм, требований, прав и обязанностей ученика;
 появятся навыки умения вести диалог, работать в команде, оказывать посильную помощь товарищам при разработке и создании видеосюжетов;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
 научатся активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 научатся пользоваться полученными знаниями, умениями, навыками в области туризма;
 будет выработано умение поставить задачу себе и другим;
 дети получат представление о самоорганизации в выполнении задач;
 будет раскрыт творческий потенциал воспитанников;
Предметные:
должны знать:
 стороны горизонта
 виды костров и способы их разведения;
 знать и уметь различать лекарственные и ядовитые растения и грибы;
 Знать и уметь применять лекарственные растения.
уметь:
 собирать палатку;
 определить свое местонахождение относительно сторон горизонта;
 определять ядовитые и съедобные грибы и растения;
 обеззараживать воду в природных условиях;
 оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм;
 разжечь костер
 преодолевать препятствия с использованием специального снаряжения; совершенствуют навыки преодоления туристских препятствий без специального снаряжения
Метапредметные:
 овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности. Оказания первой доврачебной помощи;
 рост мастерства учащихся элементарных навыков самообслуживания и организации туристского быта;
 воспитание у обучающихся умений и навыков самостоятельного принятия решений.
 самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
 работать с литературой, вести дневник наблюдений, грамотно описывать и анализировать полученные данные.

Материально-техническая база

Занятия по программе проводятся в оборудованном в соответствии с профилем проводимых занятий кабинете 54,5 м2 (СанПиН 2.4.2.2821-10 п.4.9 не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий), которое хорошо освещено (СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 7.2.4.) и оборудовано необходимой мебелью (СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6): столы, стулья, с соблюдением гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.