Умелые ручки

Образовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на детей младшего школьного возраста. В основе программы лежит изучение различных техник работы с бумагой – аппликация, оригами и др., работа с пластилином и с природным материалом. В программе учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Главная цель программы: развитие творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством декоративно-прикладного искусства.

Учеными давно было установлено, что между ручной деятельностью ребенка и развитием его психики и мышления существует непосредственная связь (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова). Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, ведь именно от них зависит управление движениями руки.

преподаватели

Педагог дополнительного образования Столярова Юлия Аркадьевна

Расписание

Понедельник, четверг.

Содержание программы

Раздел 1. "Осенняя фантазия"

 

Тема 1.1 (1 час).

"Вводное занятие"

Теория: Знакомство с программой объединения. Правила техники безопасности. Используемые при работе материалы и их свойства. Организация рабочего места. Символика РФ: гимн, герб, флаг (1 час).

 

Тема 1.2 (8 часов).

"Аппликация«

Теория: Технология изготовления аппликации из цветной бумаги, аппликация из природного материала, аппликация из салфеток. Понятие о шаблоне. Способы вырезания мелких и симметричных деталей (1 час).

Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги («Зонтик», «Мухомор», «Заготовки на зиму», «Павлин», «Автомобиль»), из природного материала («Рыбка», «Петушок», «Осенний пейзаж») обрывная аппликация ( «Золотая рыбка», «Листопад», «Осеннее дерево»), аппликация из салфеток («Зайчик», «Котик», «Щенок», «Цыпленок») (7 часов).

 

Тема 1.3 (8 часов).

"Лепка«

Теория: Рассказ о лепке из пластилина как о виде декоративно-прикладного творчества. Знакомство со основными деталями и формами (1 час).

Практика: Лепка из пластилина с использованием природного материала («Ежик из семечек», «Грибочек из каштанов», «Птица-фантазия», «Осенние овощи», «Осенние фрукты», «Цветок», «Бабочка», плоскостные работы из пластилина – «Черепашка», «Пингвин», «Котенок» (7 часов).

 

Тема 1.4 (5 часов).

"Оформительская деятельность«

Теория: Правила создания стенгазеты. Различные техники создания фона, текстуры (1 час).

Практика: «Отпечатки листьев», «Текстура акварелью», «Стенгазета ко Дню матери», «Открытка ко Дню матери» (4 часа).

Раздел 2. "Зимушка-зима"

 

Тема 2.1 (9 часов).

"Мастерская Деда Мороза«

Теория: Рассказ об истории Нового года, о традиции дарить подарки своими руками (1 час).

Практика: Изготовление поделок («Белый медведь», «Снеговик из ватных дисков», «Сапожок», «Варежка», «Символ года», «Елочка», «Ангелочек», «Часы», «Зимние домики», «Снегирь», «Шарики на елочку», «Зимний пейзаж», «Новогодняя открытка», Снежинка, поделки на свободную тему) (8 часов).

 

 

Темя 2.2 (10 часов).

"Искусство оригами«

Теория: Знакомство с основными базовыми формами в технике одностороннего и объемного оригами (2 часа).

Практика: Одностороннее оригами («Щенок», «Домик», «Снежинка», «Грибок»), объемное оригами («Кораблик», «Самолетик», «Коробочка», «Сапожок») (8 часов).

 

Тема 2.3 (10 часов).

"Скрапбукинг«

Теория: Знакомство с техникой скрапбукинг. Показ образцов открыток и коллажей

(1 час).

Практика: Изготовление открыток «Валентинка», «Дорогому папе», «Любимой маме», коллаж на свободную тему, коллективная работа «Фантазия» (9 часов).

Раздел 3. "Весеннее настроение"

Тема 3.1 (4 часа).

"Лепка из соленого теста«

Теория: Знакомство с составом соленого теста, его свойствами, техникой работы, инструментами (1 час).

Практика: «Домики», «Грибы», «Цветные карандаши», Панно «Цветы», «Подкова на счастье» (3 часа).

 

Тема 3.2 (4 часа).

"Аппликация из полос цветной бумаги«

Теория: Знакомство с аппликацией из полос цветной бумаги (1 час).

Практика: «Цепочка из колец», «Солнышко», «Ромашка» (3 часа).

 

Тема 3.3 (4 часа)

"Поделки из ниток«

Теория: Изучение свойств волокнистых материалов, правил работы с нитками (1 час).

Практика: Изготовление поделок «Сердечко», «Весеннее дерево», «Барашек» (3 часа).

 

Тема 3.4 (4 часа).

"Объемные поделки«

Теория: Беседа об объемных поделках. Показ образцов, знакомство с техникой изготовления (1 час).

Практика: Изготовление объемных поделок «Медвежонок»,

"Пасхальная коробочка«, «Цветок из салфеток», «Весенний топиарий» (3 часа).

 

Тема 3.5 (4 часа).

Теория: Объяснение правил работы в малых группах. Повторение пройденных техник, их сочетание в коллективных работах (1 час).

Практика: Изготовление работ в смешанной технике («Подснежник», «Стенгазета к Дню победы», «Открытка к 9 мая», «Пасхальные яйца из пластилина и бисера», «Ветка сакуры») (3 часа).

 

Тема 3.6 (1 час).

"Итоговое занятие"

Практика: Подведение итогов за год. Организация выставки работ обучающихся (1 час).

 

Цели программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, посредством декоративно-прикладного искусства, создание условий для их самовыражения.

Результат программы

1.Предметные результаты:

По окончании обучения программы (младший школьный уровень) воспитанники должны знать:

·  гармоничное сочетание цветов;

·   основные приемы лепки;

·   условные знаки оригами;

·   различные приемы аппликации;

 

и уметь:

·    составлять простейшие аппликационные композиции;

·    выполнять узоры в полосе, квадрате, круге, используя технику аппликации;

·    уметь читать схемы  с условными знаками оригами и выполнять различные приемы складывания;

·    применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оригами.

  2. Личностные результаты:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
С позиций компетентностного подхода у воспитанников должны быть сформированы следующие  компетенции:

- информационно-познавательная (умение создавать творческие работы и разыгрывать воображаемые ситуации; самостоятельно выбирать интересующий вид деятельности на практических занятиях);

- социокультурная (умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения; любовь к природе, животным, родителям; умение давать правовую оценку поступкам других людей и оценивать свои действия);

- коммуникативная (умение адаптироваться в детском сообществе; слушать и анализировать информацию, получаемую от педагога)

Особые условия проведения

 

 

№ п/п
Тема
Расходные материалы
Количество на 1-го обучающегося
Приме-

чание
Раздел 1. "Осенняя фантазия"
1.1.
Аппликация


Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой
3 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

 

 

 

Разных цветов
1.2.
Лепка


Пластилин

Стеки
2пачки

1 шт.

1.3.
Оригами


Цветная бумага Белая бумага

Клей-карандаш
2 пачки

40 листов

1 шт.
Двусторонняя

Формат А4
1.4.
Оформительская деятельность.

Изготовление открыток к праздникам

 

 


Цветная бумага

Ватман

Клей ПВА

Картон

Гуашь

Кисти
2 пачки

5 листов

1 флакон

6 листов

1 коробка

2 шт

 

 

 

 

№ 4,№ 6
Раздел 2. "Зимушка-зима"
2.1.
Мастерская Деда Мороза
Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой
2 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.
Двусторонняя

Формат А4
2.2.
Искусство оригами
Бумага белая

Карандаш простой

Линейка

Ножницы
20 листов

2 шт.

1 шт.

1 шт.

2.3.
Скрапбукинг
Цветная бумага Ватман

Клей-карандаш

Картон

Карандаш простой
1 пачка

1 лист

1 шт.

1пачка

1шт

Раздел 3. "Весеннее настроение"
3.1.
Лепка из соленого теста
Соль

Мука

Картон
200 гр

0.5 кг

5 листов

3.2.
Аппликация из полос цветной бумаги
Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой
3 пачки

3 листа

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.
Двусторонняя

Формат А4
3.3.
Поделки из ниток
Клей-ПВА

Картон

Ткань

Ножницы

Нитки

Карандаш простой
1 флакон

1 лист

0,4

1шт.

4 катушки

4 шт.

3.4.
Объемные поделки
Цветная бумага Ватман

Клей-ПВА

Картон

Ткань

Карандаш простой
1 пачка

1 лист

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.
Двусторонняя

Формат А4
3.5.
Смешанная техника
Цветная бумага Клей-ПВА

Картон

Карандаш простой
1 пачка

1 флакон

2 пачки

0,4

1шт.

Материально-техническая база

Технические средства обучения
Инструменты и приспособления общего пользования
Инструменты и приспособления индивидуального пользования
Проигрыватель для DVD и CD дисков

Диски с музыкальными произведениями, сказками, мультфильмами
Доска

Стенды

Гербарии
Канцтовары – ножницы

Доска для пластилина