Образовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на детей младшего школьного возраста. В основе программы лежит изучение различных техник работы с бумагой – аппликация, оригами и др., работа с пластилином и с природным материалом. В программе учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Главная цель программы: развитие творческих способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), посредством декоративно-прикладного искусства.
Учеными давно было установлено, что между ручной деятельностью ребенка и развитием его психики и мышления существует непосредственная связь (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова). Маленький ребенок больше всего на свете хочет бегать, прыгать, совершать любые движения, потому что для него движение есть способ постижения мира. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость предметов, их форму, размер, тяжесть или легкость. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук. Следовательно, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, ведь именно от них зависит управление движениями руки.