Рукодельница

Программа дает возможность расширить возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Объекты труда ориентированы на определенную технику, но могут быть самыми разнообразными. Выбор объекта труда будет зависеть от уровня подготовленности школьника, наличия материала и фантазии.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.

Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым швейным оборудованием, наглядными пособиями. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.

Также предполагается проведение внеаудиторных занятий в форме проведения выставок; посещения выставок, экскурсий в магазин «Ткани», «Мир творчества», магазин сувениров. Для успешного освоения программы курса «Рукодельница» учащимся необходимо иметь материалы и инструменты для изготовления творческих работ. Учителю необходимо подготовить образцы творческих работ, журналы по рукоделию, материал для показа. Изучение каждого раздела закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.

Сроки реализации программы: 1 год.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

преподаватели

Костякова Татьяна Николаевна

Содержание программы

1. Введение (1час)

Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.

Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.

 

2. Декупаж (9 часов)

Материалы и инструменты для декупажа. Салфетки, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.

Способы приклеивания бумаги. Изготовление простых форм. Тонировка заготовки.

Композиционные приемы. Плоские изделия в технике декупаж. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.

Практическая работа: Изготовление плоской композиции.

Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно, разделочная доска и т.д.

 

3. Отделка ткани (12 часов)

Знакомство с текстильными материалами

(1час)

Знакомство с текстильными материалами. Экскурсия в магазин «Ткани», изучение ассортимента современных текстильных материалов, текстильной галантереи.

Знакомство с основами вышивания (3 часа)

Ручные швейные инструменты. Правила безопасной работы. Виды швов и их применение.

Практическая работа: Изготовление образцов швов «вперед иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый». Изготовление изделий с использованием простейших швов.

Практическая работа: Вышивание монограммы стебельчатым швом.

Возможные объекты труда: салфетка, открытка, отделка готового изделия.

Вышивка лентами ( 8 часов)

Вышивка лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами. «Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», "пестик«.

Понятие о композиции, стилизации. Экскурсия в магазин «Сувениры». Анализ изделий декоративно-прикладного творчества.

Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира.

Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества

Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.

Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.

 

4. Лоскутное шитье (12 часов)

Общие сведения о лоскутной технике (3 часа.)

Общие сведения о лоскутной технике. Инструменты и материалы для лоскутного шитья. Подготовка материала к работе.

Знакомство с устройством бытовой швейной машины. Подготовка машины к работе. Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой, соединение деталей. Отделка лоскутного подарочного конвертика

Практическая работа: Лоскутный подарочный конвертик.

Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, игольница.

 

Изготовление изделий из квадратов (2 часа.)

Изготовление изделий из квадратов. Изготовление шаблонов. Раскрой деталей прихватки (косметички) из квадратов. Сшивание квадратных деталей прихватки (косметички). Соединение основной детали с подкладкой. Отделка

Практическая работа: изготовление прихватки (косметички)

Возможные объекты труда: прихватка, косметичка, салфетка «шахматка», сумочка-конверт для дисков.

 

Изготовление изделий из полос (3 часов.)

Шитье из полос. Подготовка материала. Раскрой деталей изделия из полос. Сшивание деталей полос. Узор «паркет», соединение блоков. Узор из полос «косичка». Соединение деталей полос по бумаге. Орнаменты из полос. Техника «семинолов». Изготовление образца в технике «семинолов». Разработка эскиза изделия в лоскутной технике из полос.

Подбор ткани, раскрой деталей изделия из полос. Соединение деталей изделия из полос. Соединение блоков из полос. Монтаж изделия из полос, отделка. Посещение городской выставки декоративно-прикладного творчества. Анализ посещения выставки.

Практическая работа: изготовление сумки

Возможные объекты труда: сумка, наволочка, коробка для рукоделия и др.

 

Изготовление изделий из треугольников, "быстрые техники"

(4 часа.)

"Быстрые техники". Квадрат из двух треугольников. Разметка сетки. Стачивание деталей по разметке. Подготовка квадратов из двух треугольников. Разработка эскиза изделия использованием треугольников. Соединение заготовок по схеме. Соединение блоков из треугольников, отделка. Подготовка к выставке. Выставка работ.

Практическая работа: изготовление салфетки.

Возможные объекты труда: салфетка, сумка, наволочка, обложка для книги и др.

 

Итоговое занятие. Выставка работ (1 час).

 

Цели программы

- овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами работы с ручными швейными инструментами, работы на швейной машине, выполнения утюжильных работ;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектированияи создания продуктов тру­да из бумаги и текстильных материалов;

– развитие у обучающихся познавательных интересов, техни­ческого

мышления, пространственного воображения, интел­лектуальных, творческих, коммуникативных и организатор­ских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Результат программы

При  освоении программы  курса  обеспечивается  достижение  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов  деятельности  обучающихся.

Личностные результаты освоения программы кружка «Рукодельница»:

§     го­товность и способностьобучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

§     самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации;

§     развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

§     стремление внести красоту в домашний быт;

§     испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Рукодельница»:

§      самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в творческой и по­знавательной деятельности;

§     алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

§      формирование и развитие компетентности в области

использования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ); выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

§      организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности

с учителем и сверстниками; согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

§      соблюдение норм и правил безопасности познавательно­-трудовой

деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

§      оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки

зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

Особые условия проведения

Соблюдение техники безопасности

Материально-техническая база

Мастерская: швейная машина с электрическим приводом, утюг, гладильная доска, ножницы, мультимедийный проектор, ноутбук

Стоимость

Бесплатно