«Юный эколог»

Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.

Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.

Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.

Программа "Юный эколог" призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.

преподаватели

Бадягина Ирина Маратовна

Жаров Сергей Сергеевич

Содержание программы

1. Введение. Беседа об экологии и о работе объединения, о значении экологии для человека и планеты. Рассказы об интересных фактах, последствиях и путешествиях, в которых бывают истинные экологи (показ презентации по теме «Экология»). Законы экологов. Сочинение сказок и стихотворений на тему "Экология«.

2. Экологическая тропа «Храм природы». Беседа о том, что экология играет важную роль в современном мире. Приобщение детей к осознанному отношению к природе нашей планеты. Обучение основам спортивного ориентирования. Участие в ежегодном конкурсе кормушек. Проведение экологических мероприятий и практических работ. Разработка экологической тропы "Храм природы«.

3. Экологический мониторинг школьного микрорайона. Просмотр презентаций на тему «Индикаторы загрязнения окружающей среды». Обучение разным способам экологического мониторинга с целью более глубокого понимания взаимосвязи человека и природы. Проекты «Состав и основные загрязнители почвы своей местности» и «Составление паспорта экологического состояния микрорайона школы». Экологическая карта «Составление экологической карты – схемы окрестности». Участие в акциях «Чистый двор», «Очистим планету от мусора». Ведение "Дневника эколога«.

4. Обобщающее занятие. Экскурсия «Экологическое состояние окружающей среды микрорайона школы». Подведение итогов работы объединения (анализ и самоанализ обучающихся и педагога, рефлексия). Диспуты на темы: «Как улучшить экологическую обстановку в микрорайоне школы». Экскурсия "Экологическое состояние окружающей среды микрорайона школы".

Цели программы

1. Обеспечение усвоения обучающимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Результат программы

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,

- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметные:

- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой досуг, активно включаться в коллективную деятельность;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

- участвовать в соревнованиях и походах выходного дня.

Предметные:

- формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования;

- изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации;

- воспитание экологической культуры.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет, так как работа является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует: укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время являются: укрепление здоровья обучающихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.

Материально-техническая база

Печатные пособия

o Репродукции картин в соответствии с программой работы кружка.

o Плакаты по окружающему миру, связанные с экологией.

o коллекции пластмасс

o атлас Московской области

o раздаточный материал по природоведению

o литература для обучающихся.

o листы ватмана

o цветные карандаши

o фломастеры

o этикетки продуктов

o пластиковые бутылки.

3. Технические средства обучения

o Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

o Аудиоцентр.

o Мультимедийный проектор.

o Экспозиционный экран.

o Компьютер.

o Сканер.

Принтер лазерный.