В мире шахмат

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: "Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления... Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры".

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам чемпионата мира 2004 года сказано: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер".

Шахматисты, несомненно, очень талантливые люди, они с успехом реализуют свои умственные и интеллектуальные способности в различных сферах человеческой деятельности. Это означает, что каждый школьник, решивший заниматься шахматами, получит широкие возможности в освоении новых способов деятельности, ведь в нашем сложном мире так много увлекательных занятий, профессий и специальностей. В эпоху интенсивного прогресса и, как следствие, появления новых направлений деятельности занятия шахматами способствуют профессиональному развитию человека, помогают и способствуют становлению его личности.

преподаватели

Учитель высшей категории, мастер спорта по шахматам Бессарабова Элиза Викторовна

Расписание

Вторник,четверг.

Содержание программы

Данная программа отличается от существующих в использовании на занятиях дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы. В Программе предполагается активное применение мультимедийных обучающих программ: «Шахматная школа для начинающих» и «Шахматная школа для подготовки IV-II разрядов », под редакцией известного тренера-методиста Н. Журавлёва. Включение в Программу компьютерных обучающих программ помогает построить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемого, сделать этот процесс динамичным и наглядным, помогает организовать прохождение теоретического и практического материала в доступной, наглядной для восприятия, форме, позволяет повысить плотность занятий и эффективность. Процесс обучения идет от простого к сложному.

Программа предназначена для одновременного обучения школьников разновозрастной группы общеобразовательной школы. Учебная группа включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры.

Цели программы

Цель:

Главная цель программы – способствовать развитию личности ребенка, формированию его творческих способностей, воспитанию важных личностных качеств каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей через обучение игры в шахматы.

Результат программы

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В конце второго года обучения учащийся:

- знает историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов

- разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.

- самостоятельно следит за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,

- уверенно владеет тактическими приемами, грамотно их комбинирует,

- умеет строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,

- знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов,

- участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,

- следует правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение,

- осознает свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника,

- самостоятельно грамотно анализирует позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию стратегических планов,

- для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве, понимает и ценит красоту шахматных комбинаций,

играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда

Особые условия проведения

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

1. Шахматные турниры.

2. Доклады.

3. Сеансы одновременной игры.

4. Конкурсы по решению шахматных задач.

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат,

- игру с руководителем кружка,

- соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

на 1 группу (20 человек)

-  кабинет для занятий;

-шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х учеников);

- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур

- шахматные часы

-  специальная литература (см. ниже),

- карточки с диаграммами для решения задач и упражнений.