Общеобразовательная программа «Адаптивная физическая культура» (далее – Программа) является общеразвивающей программой, направленной на физическое воспитание детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте.
Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов, определяющих основную направленность, объем и содержание тренировочных занятий:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 г. №СК-02-10/3685);
В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств Физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (лиц с нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта).
Изложенный в программе материал является частью целостной системы многолетней спортивной подготовки, предполагает решение следующих задач:
· содействие физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;
· коррекция психофизического развития и интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· воспитание смелых, волевых, настойчивых, инициативных, трудолюбивых и дисциплинированных обучающихся;
· повышение самостоятельности обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья;
· формирование представлений о пользе занятий физической культурой и спортом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством воспитательной работы;
· профилактика вредных привычек и правонарушений;
· выявление и отбор наиболее одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте
Цель программы:
Определение спортивной специализации детей-инвалидов на этапе спортивной подготовки в спортивно-оздоровительных группах и создание условий для дальнейшего прохождения спортивной подготовки.
Задачи:
· привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
· социализация и интеграция детей-инвалидов в общество здоровых людей;
· укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
· развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координационных способностей;
· воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности.
Данная программа способствует качественному отбору занимающихся в тренировочные группы начальной подготовки для занятий по дополнительным предпрофессиональным программам.
В спортивно-оздоровительные группы принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6 до 18 лет, желающие заниматься адаптивной физической культурой и спортом, при наличии у них инвалидности, рекомендаций специалистов учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы, внесенных в индивидуальную программу реабилитации инвалидов, направления или разрешения (допуска) лечащего врача к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.
Рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления.
Обучающиеся должны иметь письменное разрешение от родителей, допуск врача с указанием диагноза, сопутствующих заболеваний, рекомендации относительно ограничений выполнения каких-либо физических упражнений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в спортивной школе, организуются занятия с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
Занятия по адаптивной физической культуре могут проходить как в спортивной школе, так и по месту жительства (нахождения) детей с ограниченными возможностями здоровья.
При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов.