Юный техник

В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы, возникла необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс, что обусловлено общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении их интереса к современной технике, в воспитании культуры жизненного профессионального самоопределения.

Педагогическая целесообразность программы данного курса обусловлена возрастными особенностями обучающихся, их разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.

Содержание программы

Вводное занятие. Беседа об электричестве.Природное и искусственное электричество. Краткий экскурс в историю. Древняя Греция, Фалес, Аристотель.

У истоков знания об электричестве. Как люди познавали электричество, кто стоял у истоков познания. Древние века, новое время. Ульям Гилберт, Отто фон Герике, Вениамин Франклин, Кулон, Гальвани, Вольта и другие.

 Электризация, электрические силы. Практическое наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел.

 Магнетизм.Практическое исследование магнитных полей создаваемых плоскими, круглыми, кольцевым, подковообразным магнитами. Изготовление металлических опилок. Отображение магнитных линий с помощью металлических опилок.

Магнитное взаимодействие. Взаимодействие магнитов, магнитная стрелка компаса. Практическое исследование магнитного взаимодействия, изготовление магнитных стрелок из швейных игл, наглядные опыты с ними. Сборка модели компаса. Обращение с компасом. Строение магнита. Намагничивание стальной проволоки. Остаточный магнетизм и размагничивание железа. Взаимодействие магнитных стрелок. Взаимодействие магнитов с полюсами стрелок и т.д.

Электромагнетизм. Электромагниты. Магнитное поле, создаваемое электрическим током.

Практические опыты с электромагнитами. 
Электромагнитное реле, Виды, устройство, применение, Знакомство с образцами реле.

Электромагнитная индукция. «Превратить магнетизм в электричество». Возникновение индукционного тока. Практическое занятие: "Эксперименты Фарадея".

Электроизмерительные приборы. Виды, устройство, применение. Знакомство Знакомство с тестером и мультиметром. Сборка моделей измерительных приборов.

 Электрический ток. Промышленное получение электроэнергии, виды электростанций. Потребители электроэнергии, бытовые электроприборы. 
Напряжение. Химические источники тока гальванический элемент, батарея гальванических элементов, аккумулятор. Сетевой блок питания(выпрямитель). Конденсаторы, накопление ими электроэнергии. Разбор отработанных батареек, аккумуляторов разных видов, изучение их устройства. Изготовление простейших источников тока, опыты с ними. Последовательное и параллельное соединение источников тока.

 Электрический ток в металлах, жидкостях, газах. Особенности протекания тока в различных средах. Практическое занятие. Изготовление электролитов опыт с ними. Изучение устройства неоновой и люминесцентных ламп.

Проводники и диэлектрики. Почему одни тела пропускают ток, а другие нет. Практическое занятие.

Тепловое действие тока. Способность тока нагревать проводники. Полезное и вредное. Практическое занятие. Изготовление модели электрообогревателя.

 Магнитное действие тока. Действие магнита на ток.

 Основы электробезопасности. В чем опасность электротока. Практическое занятие по измерению сопротивления тела и расчет тока.

 Электрические цепи. Состав электрической цепи. Схематическое изображение элементов цепи. Подготовительная работа. Сборка элементов и узлов цепи. Практическое знакомство с электрической цепью.

Электрическое сопротивление. Зависимость сопротивления проводника от его материала; от его длины и сечения. Переменное проволочное сопротивление, измерение сопротивления, реостаты. Практическое занятие. Сборка различных моделей реостатов, опыт по изменению сопротивления. Виды промышленных сопротивлений (резисторов), различие по мощности, маркировка. Измерение ( проверка) резисторов.

Закон Ома. Зависимость силы тока от сопротивления электрической цепи. Постоянство силы тока во всех участках цепи, зависимость силы тока от напряжения. Практическое занятие. Регулирование силы ока реостатом. Измерение напряжения, подаваемого на лампочку с помощью потенциометра.

 Последовательное соединение элементов цепи.  Параллельное соединение. 
Смешанное соединение.

 Преобразователи электрической энергии в механическую. Классификация электродвигателей. Краткая история электродвигателей. Устройство электродвигателей постоянного тока, правила его включения, реверсивное включение. Понятие об электротранспорте. Практическое занятие. Сборка модели электродвигателя, модель электровентилятора.

Электрическая связь и сигнализация. Телеграф, телефонная линия, телефон. О радиотелеграфии. Сигнализация оптическая и визуальная. Практическое занятие.

 Краткие сведения о переменном токе. Получение, преобразование, выпрямление. Практическое занятие. Опыты с понижающим трансформатором, сборка модели содового выпрямителя.

Электротехническая игротека. Сборка игровых моделей.

Цели программы

Цель программы: развитие личностного потенциала, творческих способностей и формирование устойчивого интереса к овладению и применению знаний, умений, необходимых в дальнейшей жизни детей через занятия начальным техническим моделированием.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

- Как люди познавали электричество, кто стоял у истоков познания.

- Понятие об электризации и электрических силах.

- Понятие об электрическом напряжении, источниках тока

- Особенности протекания тока в различных средах.

- Основы электробезопасности.

- Правила работы с развертками и чертежами.

- Правила пользования и назначение инструментов.

- Правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования.

Обучающиеся должны уметь:

- уметь организовывать рабочее место;

- пользоваться инструментами, необходимыми для моделирования;

- самостоятельно работать с несложными чертежами;

- применять теоретические знания на практике;

- конструировать простейшие модели по шаблонам;

- анализировать собственные работы;

- соблюдать правила безопасности в процессе работы;

- вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенствования;

- испытывать новые модели и анализировать их результаты.

Обучающиеся должны получить навыки:

- коллективного труда;

- межличностных отношений;

- ответственности за качество выполняемой работы.