По страницам истории

Данный курс не только существенно расширяет кругозор обучающихся, но и дает первоначальные исторические знания. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.  В процессе обучения формируются компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. У обучающихся закладываются основы краеведческой культуры и формируются моральные качества, такие как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей школы – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины.

Знания и умения, необходимые для проведения практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень проектно – исследовательских компетенций обучающихся, позволят в дальнейшем успешно сдать экзамены и продолжить образование в высших учебных заведениях.

преподаватели

Иликаева Гульгена Рамазановна, учитель истории и обществознания

Содержание программы

Тема 1. Общие сведения о Подмосковье. (4 ч.)

Теория – Понятие край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния- область, изменение границ во времени.

Метод – рассказ с элементами беседы.

Практика – работа с картой.

Тема 2. Далёкое прошлое Московского края (18 ч.)

Теория – Наши предки в далеком прошлом. Археология – наука познания жизни. Археологические раскопки – памятники материальной культуры. Первые поселенцы каменного века на территории Подмосковья: стоянки древнего человека в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки( Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь ( район Кунцева) – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва – реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское( Павшино).

Метод – рассказ, беседа, индивидуальная работа.

Практика: работа с картами, исторической, краеведческой литературой и другими источниками информации, экскурсии в музеи.

Тема 3. Города и районы Московской области (6 ч.)

Теория – Москва- " собирательница земли русской«, Москва- историко- географический, историко- культурный центр страны. Москва- столица России

Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко- культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.

Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами.

Характеристика своего района, города, сельского населенного пункта. Географическое положение, исторические сведения, особенности географической среды. Выделение специфических особенностей своего города, района помогает увидеть роль " малой родины" на фоне всей Московской области.

Метод – рассказ, беседа, индивидуальная работа

Практика: анализ краеведческой литературы, экскурсии, составление характеристики ближайшего к своему населенному пункту крупного хозяйственного центра, составление картосхемы производственных связей Московской области.

Тема 4. Моя малая Родина – Мытищи (11 ч.)

Теория – История Мытищ, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города. Роль водных путей, Большие Мытищи, Тайнинское – его роль в истории Отечества, Мытищи в современности.

Метод – рассказ, беседа, индивидуальная работа

 

Практика – экскурсия в краеведческий музей, проектная работа.

Тема 5. Памятные места культуры Подмосковья (16 ч.)

Теория – Памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д. Искусство родного края. 

Метод – рассказ, беседа, демонстрация произведений деятелей культуры

Практика – изготовление альбома памятных мест и культурных достижений.

Тема 6. Народное творчество Подмосковья (6 ч.)

Теория – Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, искусство Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Практика: составление характеристики народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.

Тема 7. Безопасность дорожного движения и правила ПДД (7 ч.)

Теория – Беседы о правилах поведения на дорогах и улицах города, о личной безопасности и ответственности каждого. Обсуждение опасных мест по пути следования из дома в школу и обратно. Типичные ошибки поведения детей на дорогах, приводящие к несчастным случаям и авариям. Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, санках. Название и назначение распространенных дорожных знаков для пешеходов и водителей. Остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит.

Практика – Составление маршрута следования детей до места проведения занятия – дорожная карта. Работа с памятками по правилам безопасного поведения на дорогах, дорожным знакам.

Тема 8. Итоговое повторение и обобщение (4 ч).

Теория. Подведение итогов – проводится диагностика полученных навыков. Развивается умение самопрезентации.

Практика: выполнение работ на заданную тему.

Цели программы

Расширение знаний об исторической картине мира, важнейших исторических понятиях, законах и теориях, совершенствование умений применять полученные знания для объяснения разнообразных исторических явлений, оценки роли истории в развитии современного общества, развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения исторических знаний с использованием различных источников информации.

Результат программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего интеллектуального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Обучающийся будет знать:

 основные положения теории истории Древнего мира, Средних веков, Раннего Нового времени;

 особенности исторических процессов;

 объяснять влияние исторических процессов на происходящее в современном мире;

Обучающийся будет уметь:

1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

2. определять причины и следствия исторических процессов;

3. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

4. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

5. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

6. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;

7. самостоятельно работать с исторической информацией;

8. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

9. составлять краткое выступление по заданной теме;

10. аргументировано высказывать свое мнение и выводы

11. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

 развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания;

 выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества

 ориентироваться в информационном пространстве и находить нужную информацию.

Ученик способен проявлять следующие отношения

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.).

 развивать творческий потенциал своей личности в процессе исследования и реализации

творческих проектов, исследовательских работ.

Обучающийся способен проявлять следующие личностные отношения:

 расширять стили и способы взаимодействия с окружающими людьми;

 оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Материально-техническая база

- просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет,

- парты, стулья,

- классная доска,

- шкафы для хранения методического, дидактического материалов,

- раковина с холодной водой,

- ноутбук,

- CD-диски,

- карты, атласы