Самоделкин

Занятия по выпиливанию и выжиганию древесины, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной об­работке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.

Занятия состоят из теоретической и практической частей. Тео­ретическая часть включает краткие пояснения педагога по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.

Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть неболь­шие работы по объему, выполняемые по образцу.

преподаватели

Хохлов Андрей Николаевич

Содержание программы

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Показ слайдов, репродукций, изделий с элементами выпиливания и выжигания по древесине. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, об­щие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Выбор органов самоуправления. Распределение рабочих мест.

Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособ­ления). Ознакомление с породами и древесными материалами. Де­коративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный сто­лик, приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания.

Практические занятия. Подготовка основы из древес­ных материалов: фанеры, пиломатериалов. Подготовка и перевод рисунка на основу. Работа над объектом по образцу (по внешне­му контуру).

Выпиливание по внутреннему контуру. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру: шило, коловорот, дрель, сверлильный станок. Приемы работы.

Практические занятия. Работа над объектом по об­разцу: подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу; исполнение работы по внутреннему выпиливанию лоб­зиком.

Выжигание. Выполнение задания по образцу. Прибор для вы­жигания. Технология выжигания. Организация рабочего места. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. От­делка готового изделия прозрачными материалами.

Практические занятия. Подготовка основы для выжи­гания при работе по образцу. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание элементов рисунка. Приемы покрытия готово­го изделия лаками.

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию. Скрепле­ние и соединение изделий из древесных материалов. Клеи при склеивании древесины. Инструменты и приспособления, применяе­мые при сборке и склеивании древесины. Чертежи изделия и от­дельных его деталей.

Практические занятия. Выполнение задания по образ­цу с исполнением чертежей изделий, подготовкой рисунка для вы­жигания и выпиливания, исполнение изделия в материале (объек­тами для этого задания могут быть заказы других кружков, учи­телей школы, детских садов, предприятий и др.).

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжи­ганием рисунка (творческая работа). Создание орнаментов, орга­нически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Приемы росписи элементов выжженного рисунка.

Практические занятия. Работа над эскизом творческо­го изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания на из­делий. Изготовление деталей, сборка изделия на клею. Шлифова­ние, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа). Посещение и коллективное обсуждение вы­ставок декоративно-прикладного искусства, музеев, просмотр ки­нофильмов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного искус­ства. Просмотр и анализ работ кружковцев, профессиональных художников, репродукций, слайдов.

Практические занятия. Коллективное обсуждение те­матики творческих работ кружковцев. Выполнение работы в ма­териале. Контроль качества изготовления изделия. Просмотр работ.

Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации школьникам по самостоятельной творческой работе в летний период и последующие годы. Оформление ито­говой выставки и отбор лучших работ. Поощрение кружковцев.

Цели программы

Развитие у обучающихся ин­тереса и активной творческой деятельности. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.

Результат программы

Обучающиеся должны освоить приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это должны быть неболь­шие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важ­ным этапом в работе объединения является выполнение школьниками комплексных коллективных работ. Обучающиеся должны самостоятельно выполнять эскизный рисунок в цвете, составлять узор в круге, квадрате, полосе, орна­менты симметричные и несимметричные, выполненные по народ­ным мотивам.

Особые условия проведения

Не­сложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений материалов, доступность работы позволяют заниматься выпили­ванием и выжиганием, обучающимся с 5 по 8 классы, возрастной категории 11-15 лет.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, оборудование, инструменты