Экологический клуб «Пилигрим»

В настоящее время формирование экологического мировоззрения приобретает особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании имеет большое значение экологическое краеведение. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края.
Одна из задач современных образовательных организаций, как и общества в целом, – воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, переводя эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты
Клуб поможет учащимся овладеть экологической культурой, природоохранной грамотностью, познать краеведческий материал родного края.

преподаватели

Сидорина Ольга Ивановна

Содержание программы

Тема 1. Введение.
Теория:
Экология. Предмет экологии, разделы экологии. Методы исследования. Что изучает экология растений и животных. Среды обитания, условия существования, экологические факторы. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Экскурсия на Боровской курган.

Тема 2. Изучение растений Боровского кургана..
Теория:
Свет в жизни растений. Фотосинтез. Влияние света на рост и развитие растений. Экологические группы растений по отношению к свету. Листовая мозаика.
Практикумы.
Знакомство с определителями, справочной литературой, гербариями растений. Просмотр видеофрагментов. Проведение наблюдений и лабораторных работ.
Практические работы:
Влияние света на рост и развитие растений.
Рассматривание под микроскопом листьев светолюбивых и тенелюбивых растений
Знакомство с растениями (по гербариям и фотографиям) представителями разных экологических групп
Темы работ:
Исследовательские:
Влияние света на рост и развитие растений
Строение листьев растений разных экологических групп по отношению к свету
Выявление различий между экобиоморфами растений в пределах одной популяции
Реферативные:
Свет в жизни растений и животных
Светолюбивые растения
Экобиоморфы. Что это такое?
Творческие
Оформление выставки рисунков «Боровской курган глазами детей»
Тема 3. Изучение природного сообщества – экосистемы.
Теория: Понятие экосистемы. Природные сообщества Боровского кургана.
Практика Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Влияние тепла на рост и развитие растений. Зависимость температуры тела растений от температуры окружающей среды. Группы растений по отношению к температуре окружающей среды. Группы животных по отношению к температуре окружающей среды.
Практические работы.
Влияние температуры на рост растений.
Изучение температурного режима на Боровском кургане.
Темы работ:
Исследовательские:
Влияние температуры на рост растений.
Реферативные:
Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле
Теплокровные и хладнокровные животные
Растения (животные) разных природных зон
Тема 4. Вода в жизни организмов.
Теория: Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Группы растений по отношению к воде: Гидатофиты, гигрофиты, гидрофиты. Группы растений по отношению к воде: мезофиты, ксерофиты (суккуленты, склерофиты). Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в воде.
Практические работы.
Особенности строения растений с разным отношением к влаге.
Приспособленность растений своей местности к условиям влажности.
Особенности строения животных, обитающих в воде: планктон, нектон, бентос
Темы работ:
Исследовательские:
Комнатные засухоустойчивые растения (опрос)
Реферативные:
Вода – есть жизнь!
Что такое планктон?
Комнатные засухоустойчивые растения: особенности ухода и содержания
Творческие:
Рисунки на тему «Вода – жизнь!»
Тема 5. Воздух в жизни организмов.
Теория: Воздух в жизни растений и животных. Газовый состав воздуха. Особенности наземно-воздушной среды обитания. Ветер в жизни растений. Органы дыхания животных
Практические работы:
Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.
Темы работ:
Реферативные
Строение и состав атмосферы
Приспособление растений к опылению ветром
Ветер и форма растений
Творческие
Собрать коллекцию семян растений, распространяемых ветром
Тема 6. Почва в жизни организмов.
Теория: Почва в жизни растений и животных. Особенности почвенной среды обитания. Животные почвы. Почва в жизни растений. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
Практические работы:
Изучение приспособлений почвенных животных к передвижению в почве.
Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков.
Темы работ:
Реферативные:
Плодородие. Из чего оно складывается?
Типы почв на Боровском кургане.
Эрозия почв. Как с ней бороться?
Тема7. Туристско- краеведческий поход.
Теория: Составление карты – схемы маршрута. Изучение материала о постановке палатки, разведения костра и организации быта в полевых условиях.
Практические работы:
Разбивка палатки.
Разведение костра.
Консультирование по вопросам подготовки проектов. Консультация.
Представление и защита разработанных проектов.
Конференция – представление учащимися разработанных проектов, ответы на вопросы.

Цели программы

Цели программы:
-Развитие интереса к изучению родного края и обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
-Воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе.
-Изучение основных вопросов экологии, исследование вместе с детьми конкретных объектов природы.
-Овладение умениями получать, усваивать, анализировать и систематизировать информацию и экологические показатели, способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в защите и охране памятников истории и объектов природы.

Результат программы

Личностные результаты:

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • оценивание жизненной ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • умение оценивать свою деятельность и поступки лругих людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия на Земле;
  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • способность к поиску способов природоохранной деятельности с учетом экологического состояния окружающей среды;
  • осознание необходимости владения экологическими знаниями для современного человека.

Предметные результаты:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
• умение обобщать и делать несложные выводы;
• умение выявлять закономерности и проводить аналогии;

Особые условия проведения

Особенностью программы является получение теоретических знаний и практических умений и навыков по изучению природы и памятников родного края. Учащиеся получат возможность применить полученные знания, умения и навыки при анализе и оценке фактов экологического характера. Программа предусматривает изучение родного края на памятнике истории- Боровском кургане в сельском поселении Чулковское, что дает возможность учащимся изучать флору и фауну кургана, родники, осуществлять поиск и практическую реализацию и применение полученных знаний в реальных условиях местности их проживания.

Материально-техническая база

Наличие  необходимых  условий  для  занятий:  кабинет  со  свободным  пространством,  где  могут  заниматься   15  и более учащихся, компьютер,  проектор, презентационные материалы,  учебники и учебно – практические  пособия,  интернет – ресурсы.