ДОП туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Необходимость практической реализации. На протяжении всей истории человечества шло обучение безопасному поведению в естественных природных условиях, в социальной и техногенной среде. В настоящее время обществом ставится задача не только обучения подрастающего поколения основам безопасности жизнедеятельности, но и более широкая – формирование у него культуры безопасности жизнедеятельности.

Значимость программы обусловлена и важностью организации профориентации в системе общего и дополнительного образования. Знакомство на занятиях с различными профессиями, связанными с туризмом, востребованными и перспективными на отечественном рынке труда позволяет подростку оценить свои способности и в дальнейшем выбрать направление подготовки в профессиональном учебном заведении.

Особенности программы «Школа безопасности». Программа направлена на мотивацию и формирование здорового образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех её проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Новизна данной программы в том, что она является модифицированной программой А.Г. Маслова «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» (Москва, ФЦДЮТиК, 2007). Но, в отличие от программы А.Г. Маслова, рассчитанной на 4 года обучения, данная программа

рассчитана на 1 год. Был введен новый раздел «Школа выживания», в связи с программой областных соревнований «Школа безопасности» и зачастую отсутствием получения соответствующих знаний и умений в школе добавлены разделы «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Начальная военная подготовка». Разработана тематика теоретических и практических занятий в условиях своего региона (Мытищинский район).

преподаватели

Асаева Галина Степановна,

педагог дополнительного образования,

учитель русского языка и литературы

Содержание программы

1. Вводное занятие

2. Краеведческая подготовка

3.Специальная подготовка

4.Начальная военная подготовка

5.Социально-психологическая подготовка

6. Правила дорожного движения

 

Цели программы

Цель программы – воспитать социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.

Ученик должен знать:

· основные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

· правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

· правила выживания при ЧС;

· меры безопасности во время участия в походах, соревнованиях, полигонных занятиях;

· основы безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ученик должен уметь:

· поставить палатку;

· составить список личного и группового снаряжения для 1-3- дневного похода и правильно уложить рюкзак;

· разложить и зажечь один из видов костров;

· составить меню однодневного и двухдневного похода; приготовить 3 блюда на костре (сварить суп из пакетиков, молочную кашу и компот из сухофруктов);

· определять масштаб и измерять расстояние по карте;

· работать с компасом, ориентировать карту, измерять азимут (прямая и обратная засечки), двигаться в заданном направлении (по азимуту);

· завязывать 6 узлов, применяемых в различных ситуациях;

· оказать первую помощь в случаях, описанных в программе, изготовить мягкие носилки и транспортировать пострадавшего;

· действовать в случае потери ориентировки;

· вести дневник наблюдений, впечатлений, мнений в походах, на экскурсиях, на соревнованиях.

В результате занятий по программе у учащихся будут сформированы компетенции (коммуникативные, исследовательские) и личностные качества (инициативность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, лидерство).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие учебно-методической литературы, компьютер, аудио-видео- аппаратуры, проекционная аппаратуры, макетов, муляжей, моделей, тренажёров, стендов, плакатов, средств индивидуальной защиты, аудиовизуальных пособий, туристского снаряжения для похода; специального снаряжения для спортивного туризма.

Для реализации программы необходимы туристское снаряжение и инвентарь:

1) Палатки туристские – комплект.

2) Верёвка основная.

3) Верёвка вспомогательная.

4) Репшнур.

5) Система страховочная – комплект.

6) Карабины альпинистские с муфтами (автоматические, полуавтоматические, механические).

7) Жюмары, спусковые тормозные устройства, блоки, ролики, микроцентр, кроль.

8) Компас жидкостный.

9) Курвиметр – 2 штуки.

10) Призмы для ориентирования на местности – комплект.

11) Компостеры для отметки прохождения КП – комплект.

12) Планшеты для зимнего ориентирования – комплект.

13) Карты топографические и спортивные, планы, схемы.

14) Секундомер электронный – 2 штуки.

15) Аптечка медицинская в упаковке – комплект.

16) Пила двуручная в чехле.

17) Пила цепная.

18) Топор в чехле – 2 штуки.

19) Костровое оборудование (таганки, тросики, крючья, цепочки и т.д.).

20).Рукавицы костровые – 2 пары.

21).Рукавицы брезентовые – комплект.

22) Доска разделочная, консервный нож, половники, тёрка.

23) Тент хозяйственный.

24) Клеёнка кухонная – 2 штуки.

25) Каны туристские или вёдра эмалированные – 2 комплекта.

26) Ремонтный набор в упаковке – комплект.

27) Лопата сапёрная в чехле.

28) Рулетка 15-20 метров.

29) Фонари – 4-5 шт.

30) Гитара.

31) Фотоаппарат – 2 шт.

Перечень личного туристского снаряжения учащегося:

1. Рюкзак – 2 шт. (40 л и 80-100 л).

2. Спальный мешок.

3. Коврик туристский.

4. Сидушка походная.

5. Альпеншток.

6. Туристские ботинки.

7. Бахилы.

8. Обувь спортивная.

9. Сапоги резиновые.

10.Фляжка или ёмкость для питьевой воды (0,5-1.5 литра).

11.Термос.

12.Головные уборы.

13.Ветрозащитный костюм.

14.Спортивный костюм.

15.Свитер шерстяной.

16.Футболки.

17.Рубашка с длинным рукавом.

18.Куртка.

19.Перчатки, рукавицы.

20.Носки х/б, шерстяные.

21.Брюки ветрозащитные (запас).

22.Дождевик.

23.Перчатки рабочие.

24.Кружка, ложка, миска, нож.

25.Гигиенические принадлежности.

26.Блокнот, ручка.

27.Гермоупаковка.

28.Часы.

29.Индивидуальная аптечка (в т.ч. средство от насекомых).

30.Лыжи, палки, ботинки.

31.Компас.