Школьная обсерватория

Настоящая программа является основой работы астрономического клуба школьников. Разработана для обучающихся 4-11 классов.

Одной из основной идеи модернизации естественнонаучного и точного образования является формирование астрономической компетентности личности через исследовательскую и проектную деятельность.

В процессе научного воспитания на I этапе у обучающихся формируются теоретические представления, на II этапе теория закрепляется практикой.

Формирование астрономической компетентности необходимо реализовывать через экскурсии, мастер-классы, выездные школы и научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность способствует формированию астрономических знаний и умений школьников, глубокому пониманию предмета, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В программе предусмотрено использование различного местного материала, экскурсии в Московский Планетарий, организованные совместно с ООО «Хартия» и МГОУ. Занятия содержат, в первую очередь, интерактивные формы, включают самые разнообразные виды творческих заданий, исследовательскую и проектную деятельность.

Программа реализуется при тесном взаимодействии с ГБОУ МГОУ и ООО "Хартия".

преподаватели

Чернышова Анна Игоревна

Содержание программы

Содержание программы
Введение в образовательную программу (4 часа):

Вводный инструктаж по ТБ:

- на рабочем месте в учебном кабинете, лекционном зале;

- во время экскурсий и выездных школах;

- при пользовании авто- и ж/д транспортом;

- электро- и противопожарная безопасность; ПДД;

- антитеррористический инструктаж.

История астрономии. Открытие Вселенной. Эволюция звезд. Галактика Млечный путь. Новая космология. Подведение итогов.

Тема 1. Телескопы (6ч).

Качество изображений. Системы телескопов. Рефрактор. Рефлекторы. Интерферометры. Обзорные телескопы. Космический телескоп имени Хаббл и его преемник – NGST. Новые черты телескопов. Гигантские телескопы будущего. Типы оптических и радио объектов. Методы исследования в оптической и радиоастрономии. Радиотелескопы. Интерферометры.

Тема 2. Измерение пространства и времени (4ч)

Основные системы координат. Измерение времени. Астрономическое время и календарь. Методы измерения расстояний до космических тел.

Тема 3. Движение и гравитация (4ч)

Движение небесных тел. Законы Кеплера. Массы космических тел. Черные дыры. Приливный эффект в системах планета-спутник.

Тема 4. Планеты солнечной системы (14ч)

Обзор Солнечной системы. Общая характеристика. Луна. Меркурий. Венера. Марс. Фобос и Деймос – естественные спутники Марса. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон. Природа планет. Объекты Солнечной системы. Движение тел Солнечной системы. Химический состав тел Солнечной системы. Ранние стадии развития планет. Планеты-гиганты: Юпитер. Жизнь в Солнечной системе.

Тема 5. Малые тела (3ч)

Кольца и спутники планет. Астероиды, кометы. Происхождение планет и их спутников.

Тема 6. Звезды (11ч)

Физика и эволюция звезд. Переменные звезды. Звезды: жизнь после смерти. Черные дыры во Вселенной.

Тема 7. Галактика (5ч)

Млечный Путь. Спиральная структура нашей галактики. Разнообразие галактик.

Тема 8. Космология (10ч)

Современная космология. Открытие темной энергии в ближней вселенной.

Волны пространства-времени. Новое поколение антенн. Алгоритмы слепого поиска. Реликтовый гравитационно-волновой фон.

Тема 9. Поиски внеземных цивилизаций (7ч)

Внесолнечные планетные системы. Органические соединения во Вселенной. Пути поиска внеземных цивилизаций. Парадокс жизни во Вселенной. Заключение.

Цели программы

Получить представление о современной картине мира; показать, как наука помогает нам познавать этот мир;
Научиться использовать достижения научно-технического прогресса – современную технику;

Результат программы

Личностные:

1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Регулятивные:

1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;

4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные:

1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;

4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.

Коммуникативные:

1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

Материально-техническая база

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Школьный астрономический календарь», справочники, звездные карты, телескоп, бинокли, светофильтры, фотоаппарат, видеокамера.