Направление: социально-педагогическое
Актуальность. Дополнительная рабочая образовательная программа «Патриот» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. При составлении программы учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогических работников, требования к содержанию программ дополнительного образования в соответствии с целями основного общего образования.
Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
Цель. Воспитание патриотов России, граждан демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу
Задачи
Личностные:
- создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота;
- развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива учащихся;
- формирование духовно-нравственных качеств личности;
- разностороннее развитие учащихся, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
- формирование основ здорового образа жизни;
– развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;
– формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
– воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• сбор информации по определенной теме;
• развитие смекалки и сообразительности;
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой;
• обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.
Предметные:
– приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества;
– формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования;
– пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;
– формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа; • совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Метапредметные:
- закрепление (актуализация) знаний по истории, литературе, краеведению, поисковой деятельности, военному делу, полученных учащимися в общеобразовательном учреждении;
- развитие коммуникативных навыков: умения общаться с воспитанниками творческого объединения, участниками выставок, экскурсий, конкурсов;
- умение применять полученные знания в практической деятельности.
Отличительные особенности программы (основные идеи, отличающие ее от других)
Особенности программыдополнительной является то, что она совмещает общевоинскую (юнармейскую), физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Программа дает возможность получить допрофессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке. Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, учитывает состояние здоровья и половозрастные особенности учащихся.
Адресат программы: учащиеся 5-9 классов.Объем и срок освоения программы:120 часов. 1 год.
Формы обучения: очная
Особенности организация образовательного процесса: занятия групповые разновозрастные, индивидуальные; состав группы постоянный.
Режим занятий: три раза в неделю по одному академическому часу
Формы аттестации
- занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования;
- соревнования, конкурсы;
- слеты.
Формы фиксации и отслеживания образовательных результатов
Демонстрационные :
- организация выставок, конкурсов, презентация, экскурсия
Творческий отчет:
- строевой смотр;
- концерт;
- конкурс творческих работ;
- проект
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- выставка, презентация, видеоролик
- защита проекта;
- строевой смотр;
- парад, смотр строя и песни.
Информационное обеспечение
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». М., 2006
2.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002 3.Патриотическое ориентированное образование: методология, теория, практика., под ред. А.К. Быкова. М., Педагогика, 2005
4.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Под общ. ред. А.Н. Вырщикова. М., Глобус, 2007
5.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
6.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
7.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
8.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
9.Патриотическое воспитание. Нормативные документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006
10. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М, Педагогика 2009
11. примерные программы внеуросной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М., Просвещение, 2011.
12. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2010-2011 учебный год
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: «Сфера», 2005.
3. Буклет "Тогучинский район«.
4. Великие россияне./Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 639 с.
5. Видео в краеведении. /Сост. Н.Н. Балацкий, А.Л. Мучако. Новосибирск, 2005.
6. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации./ Сост. М.К. Антошкин. М.: «Айрис – пресс», 2003. – 80 с.
7. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, № 7.
8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО», 2006.
9. Имя на карте города. /Сост. И.Ф. Цыплаков. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 272 с.
10. История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. /Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
11. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. /Сост. Н.А. Воронцова. Пермь, 1974.
12. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.
13. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.
14. Кружковая работа по истории и обществоведению. /Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
15. Лярский П.А. Пособие по краеведению. – Минск, 1966.
16. Мейсак Н.А. Земля Новосибирская. Фотоальбом. М.: изд-во «Советская Россия», 1984.
17. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
18. Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.
19. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
20. Мой Новосибирск. Книга воспоминаний. /Сост. Т. Иванова. СО «Детская литература», 1999.
21. Народы России. Энциклопедия. – М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
22. Новосибирск. Фотоальбом. /Сост. А. Гордина. М.: «Планета», 1990.
23. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирское книжное изд-во, 1991. – 120 с.
24. Парамонова О. М., Сухвалова О.В., Чехунова А.П. Познаём свою родину – Начальная школа, № 5, 1998.
25. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: «Белый город», 2006.
26. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
27. Помнит вся Россия. Страницы родной истории в родной поэзии. /Сост. В. Рождественский. Л.: изд-во «Детская литература», 1964.
28. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – (Библиотека "Теория и практика повышения квалификации педагога").
29. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торгово-изд. дом «Русское слово – РС», 2002. – 96 с.
30. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО). Т. В. Плахова. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара, 2007 г.
31. Строев К. Ф. Краеведение. – М., 1967.
32. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.
33. Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Новосибирск, изд. дом «Горница», 1997. – 303 с.
34. Шамов В. Новосибирские сказки. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 104 с.
35. Школьник Ю.К. История России. М.: «Эксмо», 2007.
36. Энциклопедия «Города России». М.: «Белый город», 2005.
37. Энциклопедия «Шедевры русской живописи». М.: «Белый город», 2006.