Патриот

  • доступнаоплатасертификатом

Направление: социально-педагогическое

Актуальность. Дополнительная рабочая образовательная программа «Патриот» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. При составлении программы учтены запросы и интересы участников образовательного процесса, уровень квалификации педагогических работников, требования к содержанию программ дополнительного образования в соответствии с целями основного общего образования.

Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.

 

Цель. Воспитание патриотов России, граждан демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу

Задачи

Личностные:

- создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, а целью – воспитание в нем человека культуры, гражданина, патриота;

- развитие системы патриотического воспитания учащихся, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива учащихся;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- разностороннее развитие учащихся, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;

- формирование основ здорового образа жизни;

– развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся через изучение истории и культурного наследия родного края;

– формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

– воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• сбор информации по определенной теме;

• развитие смекалки и сообразительности;

• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературой;

• обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационными источниками.

Предметные:

– приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества;

– формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования;

– пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;

– формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа; • совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

Метапредметные:

- закрепление (актуализация) знаний по истории, литературе, краеведению, поисковой деятельности, военному делу, полученных учащимися в общеобразовательном учреждении;

- развитие коммуникативных навыков: умения общаться с воспитанниками творческого объединения, участниками выставок, экскурсий, конкурсов;

- умение применять полученные знания в практической деятельности.

Отличительные особенности программы (основные идеи, отличающие ее от других)

Особенности программыдополнительной является то, что она совмещает общевоинскую (юнармейскую), физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Программа дает возможность получить допрофессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке. Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, учитывает состояние здоровья и половозрастные особенности учащихся.

Адресат программы: учащиеся 5-9 классов.Объем и срок освоения программы:120 часов. 1 год.

Формы обучения: очная

Особенности организация образовательного процесса: занятия групповые разновозрастные, индивидуальные; состав группы постоянный.

Режим занятий: три раза в неделю по одному академическому часу

 

Формы аттестации

- занятия контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);

- собеседования;

- соревнования, конкурсы;

- слеты.

Формы фиксации и отслеживания образовательных результатов

Демонстрационные :

- организация выставок, конкурсов, презентация, экскурсия

Творческий отчет:

- строевой смотр;

- концерт;

- конкурс творческих работ;

- проект

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

- выставка, презентация, видеоролик

- защита проекта;

- строевой смотр;

- парад, смотр строя и песни.

Информационное обеспечение

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы». М., 2006

2.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2002 3.Патриотическое ориентированное образование: методология, теория, практика., под ред. А.К. Быкова. М., Педагогика, 2005

4.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Под общ. ред. А.Н. Вырщикова. М., Глобус, 2007

5.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.

6.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

7.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

8.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

9.Патриотическое воспитание. Нормативные документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006

10. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М, Педагогика 2009

11. примерные программы внеуросной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М., Просвещение, 2011.

12. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2010-2011 учебный год

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! – М.: «ВАКО», 2006.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М.: «Сфера», 2005.

3. Буклет "Тогучинский район«.

4. Великие россияне./Биографическая библиотека Ф. Павленкова. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007. – 639 с.

5. Видео в краеведении. /Сост. Н.Н. Балацкий, А.Л. Мучако. Новосибирск, 2005.

6. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации./ Сост. М.К. Антошкин. М.: «Айрис – пресс», 2003. – 80 с.

7. Голубева Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, № 7.

8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! – М.: «ВАКО», 2006.

9. Имя на карте города. /Сост. И.Ф. Цыплаков. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 272 с.

10. История Отечества в литературе XIX в. Хрестоматия для учителя. /Сост. А.В. Шестаков. М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

11. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. /Сост. Н.А. Воронцова. Пермь, 1974.

12. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

13. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

14. Кружковая работа по истории и обществоведению. /Сост. М.П. Простов. М.: Просвещение, 1984. – 192 с.

15. Лярский П.А. Пособие по краеведению. – Минск, 1966.

16. Мейсак Н.А. Земля Новосибирская. Фотоальбом. М.: изд-во «Советская Россия», 1984.

17. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.

18. Можейко И.Я., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Наглядное пособие. Государственная символика России. История и современность. М.: ЦНСО, 2003.

19. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

20. Мой Новосибирск. Книга воспоминаний. /Сост. Т. Иванова. СО «Детская литература», 1999.

21. Народы России. Энциклопедия. – М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.

22. Новосибирск. Фотоальбом. /Сост. А. Гордина. М.: «Планета», 1990.

23. Оглы Б.И. Новосибирск: от прошлого к будущему. Новосибирское книжное изд-во, 1991. – 120 с.

24. Парамонова О. М., Сухвалова О.В., Чехунова А.П. Познаём свою родину – Начальная школа, № 5, 1998.

25. Перевезенцев С. Россия. Великая судьба. М.: «Белый город», 2006.

26. Печень Н.А. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

27. Помнит вся Россия. Страницы родной истории в родной поэзии. /Сост. В. Рождественский. Л.: изд-во «Детская литература», 1964.

28. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. (Из опыта работы по апробации ФГОС)/ авт.-сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; науч. Ред. Н.Б. Погребова; рец.: А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева, – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. – (Библиотека "Теория и практика повышения квалификации педагога").

29. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Торгово-изд. дом «Русское слово – РС», 2002. – 96 с.

30. Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО). Т. В. Плахова. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара, 2007 г.

31. Строев К. Ф. Краеведение. – М., 1967.

32. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007.

33. Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Новосибирск, изд. дом «Горница», 1997. – 303 с.

34. Шамов В. Новосибирские сказки. Новосибирское книжное изд-во, 2001. – 104 с.

35. Школьник Ю.К. История России. М.: «Эксмо», 2007.

36. Энциклопедия «Города России». М.: «Белый город», 2005.

37. Энциклопедия «Шедевры русской живописи». М.: «Белый город», 2006.

 

 

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база