«Искатели»

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современного образования. В условиях глубокого экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Программа рассчитана на повышение интереса школьников к решению экологических проблем, желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды.

Содержание и построение данной программы создаёт возможность более последовательно раскрывать мировоззренческие идеи экологического воспитания и образования, теснее связать их с жизнью, с практической направленностью.

Актуальность программы состоит в том, что большая часть работы ведется на природе: проведение экскурсий, знакомство с природой.

преподаватели

Рождественская Наталья Владимировна,

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Введение в программу. Техника безопасности. Знакомство с планом работы в объединении. Цели, задачи и направления «Искателей». Отношение к природе в младшем школьном и подростковом возрасте. Что такое экология? Что она изучает. Поговорим об охране природы. Правила поведения на улице. Наши соседи по планете. Зачем нужны заповедники и заказники. Вводный мониторинг.

Раздел 2. Планета Земля. Взаимосвязи в природе.

Теория: Земля – наш общий дом. Где мы живём, что нас окружает. Безопасность в доме. Экономь электричество, воду, газ.Осенние явления в жизни природы. Осень в картинках. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. Особенности внешнего строения коры деревьев. Изучение опухолей на растениях. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам деревьев. Определение температурного и ветрового режима в городе. Бытовой мусор. Проблема его утилизации.

Практика:

1. Работа над выпуском стенгазеты "Чистый Подольск!"

2. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

4. Интеллектуальная игра "Чудо рядом с тобой".

5. Исследование динамики изменения климата по годичным кольцам древесных растений.

6. Каким воздухом мы дышим?

7. Викторина "Человек живёт на Земле".

8. Познавательная игра "Природа – наш друг".

Экскурсии:

1. Особенности внешнего строения коры деревьев.

2. Исследование опухолей растений в лесопарке.

3. Каким воздухом мы дышим?

Викторина по теме "Планета Земля".

Раздел 3. Уникальный мир живой природы.

Теория: 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Удивительный мир животных. Домашние и дикие животные. Кто летает, ползает, прыгает. Птицы нашего края. Экзотические животные. Каких птиц можно содержать в уголке живой природы. Белка в клетке. Мой друг – ёжик. Распространение ежей. Сирийские и джунгарские хомячки. Почему свинку называют морской. Особенности аквариумных рыбок. Удивительный мир бабочек. Почему нужно охранять животный мир. Растения рядом с нами. О чём говорят цветы. Овощи и фрукты. Подготовка к выставке "Улыбка природы".

Практика:

1. Изучение растений классного зелёного уголка.

2. Составление памяток за растениями.

3. Птицы Московской области.

4. Викторина "Зимующие птицы".

5. Рекорды животного мира.

6. Конкурс "Цветы в легендах и мифах".

Раздел 4. Человек живет на Земле. Экология жилища.

Теория: Экология жилья человека. Опасные предметы в квартире. Культура еды. Экологически грамотный покупатель. Правила обращения с лекарственными препаратами. Водосбережение. Энергосбережение. Альтернативные источники энергии.

Практика:

1. Экология жилья: от избы к современной квартире.

2. Изучение традиций питания в России.

3. Деловая игра "Что обозначают индексы пищевых добавок?"

4. Как правильно прочитать этикетку на одежде?

5. Правила обращения с лекарственными препаратами.

6. Экологически опасные факторы в быту.

7. Учет водопотребления в семье.

8. Энергопотребление в моей семье.

Цели программы

Создание условий для формирования экологического мышления, экологической культуры, привития практических умений: наблюдать и сопоставлять простейшие природные явления, проводить простейшие опыты.

Результат программы

У учащихся должно быть:

Личностные.

· воспитано положительное отношение к самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;

· привита любовь к родному краю, формировать бережное отношение к природе;

· воспитано чувство прекрасного, любви ко всему живому на примерах объектов природы;

· сформирована активная жизненная позиция.

Метапредметные:

· сформирована устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;

· развиты познавательные способности: образное и логическое мышление, речь, память;

· развито эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм;

· развита потребность общения с природой.

Предметные:

· мотивированы к познанию природы родного края;

· изучены конкретные объекты природы;

· расширены знания по ботанике, познакомить их с условиями жизни растений в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми растениями, вошедшими в Красную книгу, ролью растений в жизни людей;

· ознакомлены технологией изготовления поделок из природного материала.

Материально-техническая база

На занятиях используется следующие материалы:

· простой и цветные карандаши;

· тетради, альбомы;

· линейки;

· краски;

· цветная и белая бумаги;

· экологические мультфильмы, презентации, познавательные фильмы;

· настольные игры;

· природный материал;

· дидактический материал;

· семена растений.

Оборудование:

· столы;

· стулья;

· шкаф для хранения природного материала, книг, наглядных пособий и

дидактического материала;

· магнитная доска;

· клеёнка;

· садовый инвентарь, перчатки;

· фотоаппарат;

· фотокамера;

· горшки цветочные;

· ёмкость для воды.

Учебно-практическое оборудование: ТСО: компьютер (ноутбук), проектор, экран.

Информационное обеспечение.

Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по темам:

· наглядные пособия;

· сборники заданий;

· специализированные учебные издания по биологии и экологии (словари, учебники, энциклопедии, учебные пособия);

· подборка информационной и справочной литературы;

· набор дидактического материала для проведения учебных занятий по некоторым разделам;

· книги серии "Развивающие игры".

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО