Туристический клуб «38 Меридиан»

Личностные универсальные учебные действия:

– физическое и духовное развитие личности;

– воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;

– формирование чувства патриотизма и гражданственности;

– уточнение, подтверждение полученных и приобретение новых знаний по предметам школьной программы, взаимосвязанных с туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельностью;

– выявление и развитие творческих интересов школьников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;

– формирование личности, способной творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);

– овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;

– развитие способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;

– социальная адаптация детей и подростков из неблагополучных семей и детей с отклонениями в социализации;

– воспитание в школьниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия:

– ознакомление учащихся с совокупностью знаний по безопасности; – формирование знаний, умений, необходимых для безопасного нахождения человека в природной среде, – обучение навыкам сбора краеведческой информации, – формирование банка данных о туристских маршрутах; – воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край; – выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе; – содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам. – развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся; – развитие интереса к изучаемым дисциплинам; – формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

 

– принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

– учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

– планировать свои действия;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

– адекватно воспринимать оценку учителя;

– различать способ и результат действия;

– вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

– проявлять познавательную инициативу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

– учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению;

– соблюдать корректность в высказываниях;

– задавать вопросы по существу;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

-контролировать действия партнера;

– владеть монологической и диалогической формами речи.

– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

– с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

преподаватели

Кизилов Владимир Александрович 

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению, созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. и др.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.

 

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. и др.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.
Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. и др.

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. и др.

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. и др.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

9.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации и проведения похода участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы. Подбор картографического материала.

Цели программы

Расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки; -приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом

Результат программы

Знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Особые условия проведения

Возрастные ограничения от 12 до 13 лет 

Материально-техническая база

Ворота для мини футбола, баскетбольные щиты, волейбольные стойки и сетка, гимнастическое оборудование, маты, скакалки, обручи, скамейки гимнастические, канаты, шведские стенки, бревно, мостик гимнастический, тренажеры, стойка для прыжков в высоту, сетки, козел гимнастический, теннисные столы, кегли, бадминтон, электронное табло, судейский счетчик, мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные, и др.

МФУ – 1 шт, ноутбук, стационарный компьютер.
Футбольные ворота, мягкое наливное полиуретановое покрытие, заградительная сетка.
Рукоход двойной на опорах, гимнастические брусья, турник двойной на опорах, бревно гимнастическое, лабиринт, спортивные комплексы, яма с песком для прыжков в длину.
Коврики гимнастические, музыкальный центр, ноутбук, скамейки гимнастические.