Вокальный «Музыкальная капель»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Музыкальная капель» (далее программа) направлена Программа вокального кружка «Музыкальная капель» направлена на развитие у подростков вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа может быть реализована как самостоятельный краткосрочный курс и как первая ступень перехода к базовой дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе обучения. Программа разработана руководителем кружка Широбоковой Ириной Владимировной.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу с учащимися. Формы проведения занятий:

-Аудиторные (беседа, практика, вокал, дискуссия, исполнительство);

- Внеаудиторные (исполнительство, восприятие).

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:

· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012г);

· Концепция развития дополнительного образования детей (утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

· Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. № 41 "Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей«;

· Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

· Письмо Минобрнауки РФ от 14.122015г.№ 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ«);

· Министерство просвещения российской федерации приказ от 9 ноября 2018 г. № 196 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

· Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Михневский районный детско-юношеский центр» городского округа Ступино Московской области" (утвержден постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 27.12.2017г № 368-п

Направленность программы: художественно – эстетическое.

Актуальность программы состоит в том, что музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с воспитанниками различного возраста. Занятия пробуждают у обучающихся интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству. Замечательный педагог современности В. Сухомлинский писал: «Душа ребенка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любит, сострадать, творить добро, открывать прекрасное. Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, можно выразить фразой: "Через красивое – к человечному".

Отличительные особенности данной программы

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение обучающихся к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

За основу программы взят многолетний личный опыт педагога и анализ литературы в данном направлении.

преподаватели

Широбокова Ирина Владимировна 

Содержание программы

1.1.Тема: Понятие о сольном и ансамблевом пении – 2 ч.

 

1.2.Тема: Диагностика. Прослушивание детских голосов – 2 ч.

1.3.Тема: Строение голосового аппарата – 2 ч.

 

1.4Тема: Правила охраны детского голоса – 2 ч.

Вокально – певческая установка – 2 ч.

 

1.6.Тема: Звукообразование – 2 ч.

 

1.7.Тема: Певческое дыхание – 2 ч.

 

1.8.Тема: Дикция и артикуляция – 2 ч.

 

1.09. Тема: Речевые игры и упражнения – 2 ч.

 

1.10.Тема: Вокальные упражнения – 2 ч.

 

1.11.Тема: Народная песня – 4 ч.

 

1.12.Тема: Произведения русских композиторов-классиков – 3 ч.

 

1.13.Тема: Произведения современных отечественных композиторов – 6 ч.

 

1.14.Тема: Путь к успеху. Заключительное занятие – 2ч.

 

Цели программы

Создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра

Результат программы

ЗНАНИЯ

  • Элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.

УМЕНИЯ

  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • выражать образное содержание музыки через пластику;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Особые условия проведения

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Состав детей в объединении постоянный. Группы могут формироваться одновозрастные или разновозрастные. В группе от 12 до 15 человек. Набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересам обучающихся.

Сольное и ансамблевое пение является эффективным способом музыкального развития детей, развития вокальных данных ребенка, которые могут являться средством выражения творческой личности.

Программа реализуется через групповую и индивидуальную работу. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют педагогу построить процесс обучения в соответствии с принципом дифференциации. Для наиболее способных детей предусмотрена работа по индивидуальным образовательным маршрутам.

Материально-техническая база

Учебный кабинет в соответствии с нормами СанПин. Компьютер. Мультимедийное оборудование.