«Шахматы» (стартовый уровень)

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, таким образом, программа актуальна, так как способствует формированию необходимых в современной жизни качеств личности.

Учебный курс данной дополнительной общеразвивающей программы изменяет характер и содержание умственного труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и физических.

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ:

– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгкий, мобильный в транспортировке и подготовке к использованию, легко и быстро транспортируется и раскладывается, так же легко убирается.

– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных показателей состояния здоровья;

– высокая степень травмобезопасности.

преподаватели

Сердюков Максим Андреевич

Расписание

Периодичность проведения занятий – один раза в неделю по два занятия в день. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями – не менее 15 минут.

 

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: знакомство с детьми и образовательной Программой, инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности при проведении занятий.

Практика: игры на знакомство, коммуникабельность.

 

Тема 2. Шахматная доска

Теория: знакомство с шахматной доской, индексы клеток, форма и количество полей.

Практика: определение клеток доски по индексам.

 

Тема 3. Шахматные фигуры

Теория: названия шахматных фигур, их возможности.

Практика: определение фигур по названиям, возможности.

 

Тема 4. История шахмат.

Теория: шахматный «возраст», развитие и распространение шахмат по всему миру, игра-прародитель, Международная шахматная федерация.

Практика: история шахмат в форме викторины.

 

Тема 5. ПДД. Безопасный маршрут.

Теория: беседа о необходимости составления безопасного маршрута от дома до образовательной организации и обратно.

Практика: составление безопасного маршрута.

 

Тема 6. Начальное положение.

Теория: расположение фигур на шахматной доске и возможные первые ходы.

Практика: расстановка шахматных фигур, совершение ходов.

 

Тема 7. Ценность шахматных фигур

Теория: понятие «стоимости фигуры».

Практика: игра «ярмарка».

 

Тема 8. Ладья

Теория: возможные ходы ладьей и ее ценность.

Практика: решение задач «ладья против короля», «ладья против ладьи», «две ладьи против одной и против двух ладей».

 

Тема 9. Слон

Теория: ход слона, белопольные и чернопольные слоны, захват слоном контрольного поля.

Практика: решение задач «слон и два слона против короля», «слон против слона» и «слон против двух слонов».

 

Тема 10. ПДД. Участники дорожного движения.

Теория: участники дорожного движения, отличие правил безопасности для разных участников дорожного движения.

Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.

 

Тема 11. Ферзь

Теория: возможности ферзя.

Практика: постановка мата в положении «ферзь против короля», «ферзь против ладьи и слона».

 

Тема12. Конь

Теория: возможные ходы конем, отличие коня от других фигур.

Практика: позиции «конь против коня», «конь против двух коней», «два коня против двух коней», «конь против ладьи, слона или ферзя».

 

Тема13. Пешка

Теория: ходы пешкой, возможность обмена пешки на более ценную фигуру.

Практика: позиции «пешка против пешки», «пешка против двух пешек», «две пешки против двух пешек», «пешка против слона, коня, ладьи, ферзя».

 

Тема 14. Король.

Теория: место короля и его возможности.

Практика: король против других фигур – решение задач

 

Тема 15. ПДД. Безопасность на дороге в темное время суток.

Теория: правила безопасного поведения на дороге в темное время суток, световозвращатели.

Практика: практическая игра-викторина.

 

Тема 16. Шах

Теория: понятие «Шах»

Практика: шах ферзем, ладьей, слоном, конем или пешкой, способы ухода от шаха, отработка разных видов шаха.

 

Тема 17. Мат

Теория: понятие «мата»

Практика: мат слоном, ферзем, конем, ладьей или пешкой, шахматные задачи «мат в один ход».

 

Тема 18 Пат

Теория: понятие ничьи «пата»

Практика: ничья, патовая ситуация, варианта пата.

 

Тема 19. ПДД для велосипедистов.

Теория: «транспортное средство» - велосипед, основные пункты правил дорожного движения для велосипедистов, дорожные знаки.

Практика: разыгрывание дорожных ситуаций при участии велосипедиста.

 

Тема 20. Рокировка

Теория: цель и выгоды рокировки. Длинная и короткая рокировка.

Практика: показать все виды рокировки.

 

Тема 21. Техника матования одинокого короля

Теория: идеи матования одинокого короля разными фигурами.

Практика: отработка в практическом решении задач умения ставить мат одинокому королю разными фигурами.

 

Тема 22. Достижение мата без жертвы материала

Теория: учебные положения на мат в два хода в эндшпиле, миттельшпиле, дебюте.

Практика: решение заданий на мат в два хода. Игровая практика.

 

Тема 23. ПДД. Регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Теория: правила перехода проезжей части, регулируемый и нерегулируемый перекресток.

Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.

 

Тема 24. Шахматная партия.

Теория: понятие шахматной партии, начало шахматной партии, игра всеми фигурами из начального положения.

Практика: игровая практика.

 

Тема 25. Линейный мат

Теория: понятие «линейного мата».

Практика: отработка постановки «линейного мата», решение задач «линейного мата».

 

Тема 26. Двойной шах

Теория: понятие двойного шаха.

Практика: отработка постановки «двойного шаха», решение шахматных задач.

 

Тема 27. ПДД. Дорожные ловушки.

Теория: понятие «дорожные ловушки» и как их избежать.

Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.

 

Тема 28. Итоговое занятие

Теория: подведение итогов.

Практика: турнир, обсуждение перспектив дальнейшего развития в области игры в шахматы.

Цели программы

Развитие личности ребенка посредством игры в шахматы.

Результат программы

Личностные результаты освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.

Это:

·                 ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

·                 формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

·                 формирование основ шахматной культуры;

·                 понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;

·                 понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

·                 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

·                 готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

·                 уважительное отношение к иному мнению;

·                 приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

·                 этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

·                 умение управлять своими эмоциями;

·                 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

·                 навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

·                 оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы — характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

·                 умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

·                 овладение способом структурирования шахматных знаний;

·                 овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

·                 овладение способом поиска необходимой информации;

·                 умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

·                 овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

·                 умение строить логические цепи рассуждений;

·                 умение анализировать результат своих действий;

·                 умение воспроизводить по память информацию;

·                 умение устанавливать причинно-следственные связи;

·                 умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

·                 находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

·                 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

·                 умение донести свою позицию до других;

·                 умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

·                 умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

·                 способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Предметные результаты освоения Программы — характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного курса.

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся должны приобрести:

·                 знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

·                 знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

·                 знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

·                 умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);

·                 навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

·                 знания базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр, умения применить знания в практическом задании, в игре;

·                 умения: овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях.

Особые условия проведения

Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» стартового уровня составлен из расчета 72 часа в год. Форма обучения – очная.

Занятия поводятся в группах учащихся разного возраста с постоянным составом. Количество учащихся в группе – 12-15 человек.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по этой образовательной программе в учебном помещении имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:

столы и стулья по количеству учащихся, в соответствии с их росто-возрастными особенностями;
стол для педагога;
шкафы или стеллажи для хранения досок и прочего инвентаря;
тематические и учебные стенды;
индивидуальные шахматные доски и шахматные фигуры;
шахматные часы;
демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами.

Стоимость

Бюджетные средства.