- Главная
- Направления
- Физкультурно-спортивная
- «Шахматы» (стартовый уровень)
«Шахматы» (стартовый уровень)
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, таким образом, программа актуальна, так как способствует формированию необходимых в современной жизни качеств личности.
Учебный курс данной дополнительной общеразвивающей программы изменяет характер и содержание умственного труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и физических.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ:
– компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгкий, мобильный в транспортировке и подготовке к использованию, легко и быстро транспортируется и раскладывается, так же легко убирается.
– возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных показателей состояния здоровья;
– высокая степень травмобезопасности.
преподаватели
Сердюков Максим Андреевич
Расписание
Периодичность проведения занятий – один раза в неделю по два занятия в день. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями – не менее 15 минут.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: знакомство с детьми и образовательной Программой, инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности при проведении занятий.
Практика: игры на знакомство, коммуникабельность.
Тема 2. Шахматная доска
Теория: знакомство с шахматной доской, индексы клеток, форма и количество полей.
Практика: определение клеток доски по индексам.
Тема 3. Шахматные фигуры
Теория: названия шахматных фигур, их возможности.
Практика: определение фигур по названиям, возможности.
Тема 4. История шахмат.
Теория: шахматный «возраст», развитие и распространение шахмат по всему миру, игра-прародитель, Международная шахматная федерация.
Практика: история шахмат в форме викторины.
Тема 5. ПДД. Безопасный маршрут.
Теория: беседа о необходимости составления безопасного маршрута от дома до образовательной организации и обратно.
Практика: составление безопасного маршрута.
Тема 6. Начальное положение.
Теория: расположение фигур на шахматной доске и возможные первые ходы.
Практика: расстановка шахматных фигур, совершение ходов.
Тема 7. Ценность шахматных фигур
Теория: понятие «стоимости фигуры».
Практика: игра «ярмарка».
Тема 8. Ладья
Теория: возможные ходы ладьей и ее ценность.
Практика: решение задач «ладья против короля», «ладья против ладьи», «две ладьи против одной и против двух ладей».
Тема 9. Слон
Теория: ход слона, белопольные и чернопольные слоны, захват слоном контрольного поля.
Практика: решение задач «слон и два слона против короля», «слон против слона» и «слон против двух слонов».
Тема 10. ПДД. Участники дорожного движения.
Теория: участники дорожного движения, отличие правил безопасности для разных участников дорожного движения.
Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.
Тема 11. Ферзь
Теория: возможности ферзя.
Практика: постановка мата в положении «ферзь против короля», «ферзь против ладьи и слона».
Тема12. Конь
Теория: возможные ходы конем, отличие коня от других фигур.
Практика: позиции «конь против коня», «конь против двух коней», «два коня против двух коней», «конь против ладьи, слона или ферзя».
Тема13. Пешка
Теория: ходы пешкой, возможность обмена пешки на более ценную фигуру.
Практика: позиции «пешка против пешки», «пешка против двух пешек», «две пешки против двух пешек», «пешка против слона, коня, ладьи, ферзя».
Тема 14. Король.
Теория: место короля и его возможности.
Практика: король против других фигур – решение задач
Тема 15. ПДД. Безопасность на дороге в темное время суток.
Теория: правила безопасного поведения на дороге в темное время суток, световозвращатели.
Практика: практическая игра-викторина.
Тема 16. Шах
Теория: понятие «Шах»
Практика: шах ферзем, ладьей, слоном, конем или пешкой, способы ухода от шаха, отработка разных видов шаха.
Тема 17. Мат
Теория: понятие «мата»
Практика: мат слоном, ферзем, конем, ладьей или пешкой, шахматные задачи «мат в один ход».
Тема 18 Пат
Теория: понятие ничьи «пата»
Практика: ничья, патовая ситуация, варианта пата.
Тема 19. ПДД для велосипедистов.
Теория: «транспортное средство» - велосипед, основные пункты правил дорожного движения для велосипедистов, дорожные знаки.
Практика: разыгрывание дорожных ситуаций при участии велосипедиста.
Тема 20. Рокировка
Теория: цель и выгоды рокировки. Длинная и короткая рокировка.
Практика: показать все виды рокировки.
Тема 21. Техника матования одинокого короля
Теория: идеи матования одинокого короля разными фигурами.
Практика: отработка в практическом решении задач умения ставить мат одинокому королю разными фигурами.
Тема 22. Достижение мата без жертвы материала
Теория: учебные положения на мат в два хода в эндшпиле, миттельшпиле, дебюте.
Практика: решение заданий на мат в два хода. Игровая практика.
Тема 23. ПДД. Регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Теория: правила перехода проезжей части, регулируемый и нерегулируемый перекресток.
Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.
Тема 24. Шахматная партия.
Теория: понятие шахматной партии, начало шахматной партии, игра всеми фигурами из начального положения.
Практика: игровая практика.
Тема 25. Линейный мат
Теория: понятие «линейного мата».
Практика: отработка постановки «линейного мата», решение задач «линейного мата».
Тема 26. Двойной шах
Теория: понятие двойного шаха.
Практика: отработка постановки «двойного шаха», решение шахматных задач.
Тема 27. ПДД. Дорожные ловушки.
Теория: понятие «дорожные ловушки» и как их избежать.
Практика: разыгрывание дорожных ситуаций.
Тема 28. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов.
Практика: турнир, обсуждение перспектив дальнейшего развития в области игры в шахматы.
Цели программы
Развитие личности ребенка посредством игры в шахматы.
Результат программы
Личностные результаты освоения Программы — отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
Это:
· ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
· формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
· формирование основ шахматной культуры;
· понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
· понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
· готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
· уважительное отношение к иному мнению;
· приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
· этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
· умение управлять своими эмоциями;
· дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
· оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы — характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
· умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
· овладение способом структурирования шахматных знаний;
· овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
· овладение способом поиска необходимой информации;
· умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
· овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
· умение строить логические цепи рассуждений;
· умение анализировать результат своих действий;
· умение воспроизводить по память информацию;
· умение устанавливать причинно-следственные связи;
· умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
· находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
· формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
· умение донести свою позицию до других;
· умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
· умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы — характеризуют умение и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного курса.
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся должны приобрести:
· знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
· знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
· знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
· умение участвовать в интеллектуально-физкультурной деятельности (интеллектуально-спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках);
· навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
· знания базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально-спортивных подвижных игр, умения применить знания в практическом задании, в игре;
· умения: овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях.
Особые условия проведения
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» стартового уровня составлен из расчета 72 часа в год. Форма обучения – очная.
Занятия поводятся в группах учащихся разного возраста с постоянным составом. Количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Материально-техническая база
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по этой образовательной программе в учебном помещении имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:
столы и стулья по количеству учащихся, в соответствии с их росто-возрастными особенностями;
стол для педагога;
шкафы или стеллажи для хранения досок и прочего инвентаря;
тематические и учебные стенды;
индивидуальные шахматные доски и шахматные фигуры;
шахматные часы;
демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами.
Стоимость
Бюджетные средства.