Школьное лесничество «Дубравка»

"ДУБРАВКА" – программа школьного лесничества, направленная на формирование у учащихся любви к родному краю, бережному отношению к природе, расширению знаний в области биологии, экологии и других естественных наук, формированию трудовых умении и навыков. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно­ исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно ­исследовательских работ.

В процессе освоения программы предполагаются активное использование работы в лесу, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

преподаватели

Наумюк Екатерина Вячеславовна, учитель биологии МОУ СОШ №12, высшая категория

Прохорова Мария Сергеевна, сотрудник ГКО МОСОБЛЛЕС

Расписание

Занятия проводятся в соответствии с групповым расписанием.

 

Содержание программы

В программе изучаются:

Свойства живого;

Методы исследования биологии;

Значение биологических знаний в современной жизни;

Профессии, связанные с биологией;

Краткая история лесного хозяйства России;

Основы фенологии;

Годичный круг природы;

Экологические факторы и условия среды;

Структура разных сообществ;

Жизненные циклы насекомых, птиц, зверей;

Особенности антропогенного воздействия на биосферу;

Ручные орудия для создания лесных культур;

Основы рационального природопользования;

Экологические кризисы;

Причины понижения иммунитета у леса;

По истечении стартового уровня учащиеся должны уметь:

Использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения основных древесных пород Московской области;

Использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов; выстраивать цепи питания и сети питания для разных биоценозов;

Характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов;

Восстанавливать небольшой участок леса;

Защищать лес от жука-топографа;

Построить скворечник, кормушку для птиц;

Оказать первую помощь при травмах в лесу;

Правильно экипироваться, отправляясь в лес;

Организовать ночлег, собрать и разобрать палатку, развести костер;

Использовать приобретенные знания в практической деятельности:

Для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, грибами и вирусами;

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

Проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Цели программы

Воспитать у учащихся экологически и экономически обоснованное, социально-активное отношения к природе, расширить их знание в области лесного хозяйства и экологии.

Результат программы

Планируемый результат:

Личностные: формировать требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные УУД

Осознание ценности грамотного использования ресурсов леса, как важнейшего компонента сохранения экологии родного края.

Регулятивные УУД

Самостоятельное определение новых учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средства для ее осуществления.

Высказывание своего предположения на основе учебного материала.

Закрепление навыков работать по плану, инструкции; осуществление самоконтроля.

Познавательные УУД

Формирование и развитие по средствам имеющихся знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью имеющихся средств.

Закрепление навыка и умения применять новые знания на практике.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог; воспитание чувства взаимопомощи, уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношение к себе и своей работе.

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

Умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Метапредметные результаты

Умение четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.

Анализ полученных результатов (и отрицательные, и положительные), умение делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные).

Умение вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Выбор помещения определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Оборудование:

столы;

стулья;

шкафы.

На занятиях используется следующие материалы:

простой и цветные карандаши, краски;

тетради;

цветная и белая бумаги;

карты, атласы, определители, научная литература.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фотоаппарат.

Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы.

Стоимость

Оплата сертификатом ПФДО.