«Старт в науку»

Начало XXI века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации и находить правильное решение. Это значит, что школа сегодня, говоря словами А.Б. Воронцова, не может только «давать» знания, умения и навыки, то есть служить раздаточным пунктом, складом готовых знаний«. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, т.к. прежде всего он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации. Успешно эта задача может решаться только комплексно через урочную, внеурочную деятельность, работу с семьей, социумом.

Важная составляющая этой работы правильно организованная учебно-исследовательская деятельность. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Но жёсткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент на уроках все-таки делается на усвоение знаний. Поэтому, исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться на внеклассных и внеурочных занятиях. Наиболее перспективной и интересной в этом отношении является кружковая форма работы. Именно она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Данная программа «Старт в науку» – естественнонаучной направленности. Она опирается на программу исследовательского обучения младших школьников автора А. И. Савенкова.

Программа А.И. Савенкова направлена на интеллектуальное развитие и личностный рост ребенка. Она учит детей тому, как правильно проводить любую исследовательскую работу.

Данная программа творческого объединения направлена на воспитание исследовательской и экологической культуры учащихся в отношении природной среды. Поэтому было изменено содержание программы, тематика экспериментов и практических работ. Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся и родители получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их организации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой – продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

принципах обучения: индивидуальность, доступность, преемственность, результативность;

формах и методах обучения: активные методы обучения с использованием ИКТ-технологий, дифференцированное обучение, практические и лабораторные занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, экспедиции;

методах контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов конкурсов, олимпиад, конференций;

средствах обучения: интерактивная доска, компьютерный класс, 15 наборов лабораторного оборудования (лотки, препаровальные иглы, скальпели, ножницы, предметные стекла), цифровой микроскоп, ученические микроскопы – 15шт.

Эффективна для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе, введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики и познавательной активности.

 

 

преподаватели

Руководитель творческого объединения – Попова Валентина Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, окончила Орехово-Зуевский педагогический институт, стаж работы более 20 лет.

Содержание программы

1. Введение в исследовательскую деятельность.

Что такое исследование? Формы и методы организации исследовательской работы Источники получения информации. Особенности чтения научно-популярной литературы. Что такое эксперимент? Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ научно-популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Обработка и оформление результатов экспериментальной работы.

 

2. Растения в нашей жизни.

Разнообразие комнатных растений. Работа с атласом-определителем. Знакомство с требованиями комнатных растений к условиям жизни. Правила ухода за растениями.

Практическая работа: организация озеленения школьного кабинета (работа с компасом, термометром, психрометром, посадка растений).

3. "Почему мы любим встречать Новый год".

Новогодние подарки.

Изучение традиций русского народа, формирование умения работать в группе и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

Понятия: традиция, сувенир, самооценка

 

4. Метеорология.

Метеорология как наука. Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, гномон Народные приметы и погода.

Практическая работа: зависимость осадков от направления ветра и давления воздуха.

 

5. Природа живая и неживая.

Связь живой и неживой природы. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Выяснение значения снегового покрова для растений и животных. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса.

Практическая работа: проведение экскурсий, наблюдение за лишайниками.

 

6. Природа как единое целое.

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы -всенародная задача. Необходимые меры охраны природы.

Практическая работа: наблюдение за двумя участками для выяснения пользы и вреда выжигания травы.

7. Традиции и игры народов России

Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей

6. Индивидуальные консультации.

Подготовка детских работ к защите. Помощь в оформлении исследовательских работ.

7. Защита исследовательских работ.

Цели программы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель: формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи программы:

1. учебные:

• ознакомление учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

• обучение основам оформления работ;

• расширение кругозора по естествознанию;

2. развивающие:

• развитие у учащихся способности аналитически мыслить: сравнивать, классифицировать, обобщать собранный материал;

• развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения

презентовать работу;

3. воспитательные:

• воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении

и действиях;

• воспитание юных исследователей природы, бережного отношения к ней.

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения программы:

• формирование познавательной культуры личности;

• умение получать первичные сведения из научной литературы и справочников;

• умение обобщать, анализировать и классифицировать изучаемый

материал;

• знание структуры исследовательской работы, плана подготовки и организации исследования;

• умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, отстаивать собственную точку зрения;

• владение планированием и постановкой опыта, эксперимента;

• расширение кругозора;

• умение представить работу.

Способы определения результативности программы: защита исследовательских работ, участие в научно-исследовательских конференциях, участие в различных конкурсах.

Учащиеся должны знать:

• основные особенности проведения исследований разных видов;

• методы исследования:

• правила выбора темы и объекта исследования;

• правила работы с источниками получения информации.

Учащиеся должны уметь:

• видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

• работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

• проводить эксперимент;

• оформлять исследовательскую работу;

• выступать с результатами исследование перед публикой.

Особые условия проведения

Организация занятий по программе опирается на использование следующих важных принципов:

· Системности – реализация задач через связь дополнительного образования с учебным процессом;

· Гуманизации – уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей;

· Опоры – учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них;

· Обратной связи – каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместное обсуждение с учащимися, что получилось и не получилось, изучение их мнения, определение перспективы;

· Успешности – любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека в любой сфере деятельности, его отношение к окружающим его людям, миру. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение

 

Для реализации программы имеется достаточная материально-техническая база: кабинет, оборудованный интерактивной доской, проектором, ноутбуками. Кроме того, на территории школы расположен учебно-опытный участок, который также используется для организации исследовательской работы с обучающимися.

Техническое оснащение занятий:

- кабинет для обучения, доска, столы, стулья;

- инструменты и материалы: ручка, карандаш, линейка, ластик, бумага, ножницы, клей ПВА, калькулятор, транспортир, циркуль;

- теле- и видеоаппаратура, компьютер, проектор, принтер, сканер;

- микроскоп и другие приборы.

 

Информационное обеспечение

 

Информация о работе творческого объединения доступна на официальном сайте организации. Информация об исследовательских проектах и результатах работы творческого объединения располагается также на официальном сайте и в социальных сетях.