«Наука измерять»

Современное общество информационно-технологического развития требует применения новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, в профессиональной деятельности, самоопределения и формирования мировоззрения экологосберегающих технологий.

Актуальность данной программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса, где важное место отведено физическим демонстрациям, что способствует развитию физической интуиции детей, закладывает основы для формирования научного мировоззрения через проведение практических работ, исследований, физических экспериментов.

В программе большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для развития склонностей, способностей и интересов обучющихся, их социальному и профессиональному самоопределению.

преподаватели

Программу реализует учитель физики высшей квалификационной категории Скрибантович Татьяна Анатольевна.

Содержание программы

Содержание программы

1. Вводные занятия 

Введение в программу. Инструктаж по охране труда.

Методы научного познания природы. Постановка физического эксперимента, его цели и задачи. Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. Определение цены деления. Определение размеров тел.

Практическая работа.

2. Первоначальные сведения о строении вещества 

Молекулы. Расширение твердых, жидких и газообразных тел при нагревании. Уменьшение объема тел при охлаждении. Диффузия. Притяжение и отталкивание молекул.

Практическая работа: определение и сравнение скорости диффузии в газах, жидкостях, изучение зависимости скорости диффузии от температуры. Эксперименты с воздушными шарами для изучения зависимости объема тел от температуры.

3. Движение и силы – 9 часов.

Пространство и время. Изготовление измерительных приборов. Измерение данных физических величин.

Механическое движение. Равномерное движение и его характеристики.

Построение графиков движения тел на основе экспериментально полученных данных.

Инерция. Сила упругости. Закон Гука. Определение жесткости пружины. Сила тяжести. Свободное падение тел. Невесомость. Сила трения. Равнодействующая сила.

Практическая работа: определение средней скорости тел при движении по наклонной плоскости и колебаниях. Проектная работа "Силы вокруг нас".

4. Давление твердых, жидких и газообразных тел 

Давление. Давление твердых тел. Способы увеличения и уменьшения давления.

Определение давления, производимое эталоном масс. Определение давления, производимое человеком.

Давление газа. Передача давления жидкостям и газам.

Сообщающиеся сосуды.

Атмосферное давление

Сила Архимеда. Экспериментальный подход к выводу формулы расчета силы Архимеда. Выяснение условий плавания тел. Способ оценивания массы тела, плотность которого меньше плотности воды, с помощью измерительного цилиндра. Создание модели кораблей. Создание модели подводных лодок.

Воздухоплавание. Подъемная сила воздушного шара. Закон Бернулли.

Практическая работа: проект «Атмосфера и атмосферное давление». Выяснение условий плавания тел. Способ оценивания массы тела, плотность которого меньше плотности воды, с помощью измерительного цилиндра. Проектная работа "Плавание тел"

5. Работа. Мощность. Простые механизмы. 

Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Рычаг. Блок. Простые механизмы. Наклонная плоскость. Подведение итогов первого года обучения

Практическая работа: определение мощности, развиваемой человеком при ходьбе и беге по лестнице. Определение работы и мощности, развиваемой человеком при поднятии тяжести.

Цели программы

Создание условий для удовлетворения потребности подростка в углублённом изучении естественнонаучных дисциплин и формирования научного мировоззрения учащихся через проведение практических работ, исследований, физических экспериментов. Знакомство с основными направлениями научно-технического прогресса и подготовка участников курса к осознанному выбору профессии.

Результат программы

Личностными результатами обучения являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

5) формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

6) приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

7) приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Метапредметными результатами обучения являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения являются:

1) феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

2) умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

§ научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

§ научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

3) умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

4) умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

6) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

7) развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

8) коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Материально-техническая база

Программа реализуется в кабинете физики, кабинет соответствует санитарным нормам, оснащен необходимым оборудованием для проведения занятий.