«Слуховое музицирование» (стартовый уровень)

Занятия по программе проводятся в творческом направлении (в отличии от направления исполнительского с обязательным использованием нот), то есть, предоставляется возможность всем желающим овладеть практическими навыками воспроизведения музыки как песенно-танцевального жанра, так и классических произведений посредством главной, аудиальной составляющей процесса обучения музицирования на музыкальных инструментах. При этом сам процесс таких занятий проводится с параллельным проецированием элементарной музыкальной теории и гармонии на исполнительство. Отмеченный фактор увлеченности обучающихся на занятиях творческим музицированием предоставляет возможность тандему «учитель – ученик» обозначить, обработать и усвоить за урок такое количество информации по интересу, которое придает обучаемому импульс к самостоятельной работе.

К тому же, используемый в образовательно-досуговом процессе обучения, клавишный синтезатор образно предоставляет собой огромный набор музыкальных инструментов и искусственно созданных звуков и шумовых эффектов. Всё это, в свою очередь, помогает формированию творческой личности по таким позициям как мышление, интеллект, эрудиция, мобильность, коммуникабельность и др., а также быть востребованным в обществе.

преподаватели

Симонов Павел Владимирович

Расписание

Продолжительность: занятия ведутся два раза неделю по два учебных занятия. для детей дошкольного возраста – 30 минут, школьники занимаются в течение 45 минут. Предусмотрен перерыв не менее 15 минут.

Содержание программы

Раздел 1. Вводные здоровье сберегающие занятия

          Тема 1.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Культура поведения на занятиях и в обществе.

Теория: правила электробезопасности при работе с синтезатором.

Практика: 0.

Тема 1.2. ПДД

Теория: ПДД, Правила пешехода, Светофор.

Практика: экскурсия .

Раздел 2. Клавишный синтезатор

Тема 2.1. История появления синтезатора

Теория: история возникновения. Предпосылки возникновения клавишного синтезатора. и др.

Практика:

Тема 2.2. Возможности синтезатора

Теория: Опции синтезатора: «Тон», «Ритм», «Наложение», «Разделение» понятие «Музыкальная композиция»; создание музыкальных композиций..

Практика: Демонстрация пройденного материала.

Раздел 3. Вхождение в область музыки

Тема 3.1. Слушание музыки

Теория: музыкальные жанры: танец, песня, марш. Слушание музыкальных произведений. Особенности музыкальных жанров. Образность, строение и фактура музыкальных произведений.

Практика: анализ муз. отрывков

Тема 3.2. Звуки музыкальные

Теория: параметры и характеристика музыкальных звуков.

 Практика:демонстрация

Тема 3.3. Музыкальные инструменты

Теория: музыкальные инструменты: клавишные, струнные, духовые, ударные. Их различия, особенности, назначение. Знакомство со звучанием различных инструментов.

Практика:  синтезатор и музыкальные инструменты

Тема 3.4. Символы звуков

Теория: графическое изображение музыкального звука (символы, адаптированные для дошкольного возраста). Цифровая запись простейших мелодий. 

Практика: цифровая запись простейших мелодий. 

Тема 3.5. Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Теория: нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты. Паузы. Интервалы. Аккорды.

Практика: теория в рисунках.

Тема 3.6. Аббревиатура в музыке

Теория: музыкальные аббревиатуры: музыкальные лады, знаки альтерации, кода, реприза, лига, стаккато, акколада, пюпитр.

 

Практика: теория в рисунках.

Тема 3.7. Ритмы в музыке

Теория: ритмы в музыке

Практика: определение ритма в музыкальных произведениях.                                                                                                          

Раздел 4. Музицирование

Тема 4.1.

Теория: векторный, гармонический и модульный диктанты;

Практика: Музицирование по слуху; Воспроизведение знакомой музыки. Песенный жанр, детские песни: «В траве сидел кузнечик», «Каравай», «Жили у бабуси» и др. Отработка на практике полученных знаний. Музицирование посредством аудиальной, визуальной, тактильной и мыслительной составляющих

Тема 4.2. Музицирование по цифрам

Теория: Музицирование по цифрам

Практика: практические навыки исполнительства.

Тема 4.3 Музицирование по слуху

Теория: обозначение звуков латинскими буквами

Практика: практические навыки исполнительства.

Тема 4.4 Музицирование по нотам

Теория: музицирование по нотам

Практика: совместное исполнение партий правой и левой руки. практические навыки исполнительства.

Тема 4.5. Музицирование в ансамбле

Раздел 5. Игровой блок

Тема 5.1. Музыкальные игры, упражнения, задачи

Теория: Музыкальные игры, упражнения, задачи

Практика: исполнение игровых позиций из «Игрового блока» (см. Приложение 1).

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводные здоровьесберегающие занятия       

Тема 1.1.  Инструктаж по технике безопасности на занятиях

Тема 1.2. ПДД

Теория:  дорога в школу и домой, правила поведения на тротуаре, я пешеход, правила поведения пассажиров на остановках и в транспорте, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила перехода, правила безопасной езды на велосипеде.

Практика:ПДД              

Раздел 2. Клавишный синтезатор

Тема 2.1.  Устройство синтезатора

Теория: история возникновения клавишного синтезатора. Знакомство с клавиатурой.

 Практика: опции клавишного синтезатора

Тема 2.2. Функции синтезатора

Теория: создание музыкальных композиций. Понятие «Музыкальная композиция».

Практика: возможности  клавишного  синтезатора: выбор тона, ритма и темпа

Раздел 3. Вхождение в область музыки

Тема 3.1. Слушание музыки  

Теория: музыкальные жанры: танец, песня, марш; слушание музыкальных произведений; особенности музыкальных жанров; образность, строение и фактура музыкальных произведений.

Практика: слушание музыки                   

Тема 3.2. Звуки музыкальные 

Теория: параметры и характеристика музыкальных звуков.

Практика: векторный диктант

Тема 3.3. Музыкальные инструменты

Теория: музыкальные инструменты: клавишные, струнные, духовые, ударные. Их различия, особенности, назначение. Знакомство со звучанием различных инструментов.

Практика: использование музыкальных инструментов     

Тема 3.4. Символы звуков

Теория: упрощённое графическое изображение музыкальных звуков; (символы, адаптированные к без нотному обучению игре на музыкальных инструментах). Цифровая запись простейших мелодий. 

Практика: изображение музыкальных звуков  

Тема 3.5. Основы музыкальной грамоты и гармонии.

Теория: характеристика музыкальных звуков. Паузы. Интервалы. Аккорды. Практика: запись музыкального текста.

Тема 3.6. Аббревиатура в музыке  

Теория: изучение музыкальных аббревиатур: музыкальные лады, знаки альтерации, кода, реприза, лига, стаккато, акколада, пюпитр.

Практика: музыкальные аббревиатуы

Тема 3.7. Ритмы в музыке

Теория: различие ритмов в музыкальных произведениях. 

Практика: ритмы в музыке

Раздел 4. Музицирование

Тема 4.1. Музицирование по слуху

Практика: воспроизведение знакомой музыки;  песенный жанр:   детские и народные песни                   

Тема 4.2. Музицирование по цифрам;

Практика:музицирование по цифрам

Тема 4.3. Музицирование по нотам

Практика: музицирование по нотам

Тема 4.4. Музицирование в ансамбле

Практика: совместное исполнение партий правой и левой руки; практические навыков исполнительства.

Раздел 5. Игровой блок 

Тема 5.1. Музыкальные игры, упражнения, составление и решение творческих задач -

 Практика: исполнение игровых позиций из «Игрового блока» (см. Приложение 1).

 

Цели программы

развитие музыкально-творческих и мыслительных способностей детей.

 

Результат программы

Предметные:

–иметь представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– знать основные закономерности музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– знать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– уметь эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

 

Метапредметные:

–  уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– уметь продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях,

– знать начальные форм познавательной и личностной рефлексии;

- уметь позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции педагога;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией педагога;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. 

Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции и заданий;

-воспринимать музыкальное произведение и его исполнение;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения задач творческого направления;
- работать с дополнительными  заданиями в рабочей тетради; 
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
-писать модульный диктант музыкальных композиций

-создавать аппликатурные позиции

-определять мелодию и аккомпанемент

- воспринимать музыку аудиально извне и изнутри себя

 

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения в ансамбле,
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

 

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению музыкальные произведения; 
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на  результатов коллективной музыкальной деятельности;
- представления о рациональной организации самостоятельных  занятий на синтезаторе.

 

 

Личностные результаты

1. Проявлять познавательный интерес и творческую активность.

2. Выражать желание учиться.

3. Развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.

Особые условия проведения

Группы формируются по возрастному принципу: 5-6 лет; 7 – 11 лет, 12 – 13 лет.

Наполняемость групп не более 10 человек, в связи со спецификой обучения (индивидуальный подход и материальное обеспечение).

Материально-техническая база

1.     Кабинет

2.     Клавишный синтезатор.

3.     Сетевой адаптер.

4.     Стерео кабель для подключения синтезатора к усилителю с колонками не менее 5 метров.

5.     Дискеты для синтезатора, 10 шт.

6.     Магнитофон.

7.     Компьютер.

8.     Доска учебная.

9.     Батарейки для синтезатора и магнитофона, 6 шт.

10.  Канцелярские принадлежности.

Стоимость

бюджетные средства