От умения к мастерству

Актуальность программы состоит в том, что содержание программы способствует развитию эстетических и патриотических качеств личности детей младшего школьного возраста. Приобщает к народному творчеству и мировому искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития изобретательности, гибкости мышления.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Кроме того, занятия рукоделием помогают справляться и с учебными занятиями. Основоположники психологии Блонский П. П., Выготский Л.С. утверждают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом развитие мелкой моторики влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и, во-вторых, помогает овладеть навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Новизна программы состоит в возможности совмещения в процессе обучения практики изготовления изделий из различных видов бумаги, разнообразных природных и бросовых материалов, применяя разнообразные технологические приёмы. Тематический план состоит из занятий, взаимосвязанных между собой и вытекающих друг из друга.

 

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у младших школьников творческих навыков, воображения; приобщением к окружающему миру и искусству; расширением кругозора; созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Программа «От умения к мастерству» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

преподаватели

Блохина Ольга Сергеевна

Содержание программы

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и ПДД по дороге на занятия «Я иду в лицей» (1 ч.)

Теория – 1ч

Беседа с обучающимися по технике безопасности при работе с природными и бросовыми материалами, стеками, кисточками и пр. Правила поведения на уроках и на переменах в МОУ Лицей. Беседа о правилах дорожного движения по пути на уроки. Показ готовых изделий, выставочных работ. Знакомство с бумагой, её свойствами, возможностями: отрезаем, мнём, исследуем возможности творчества. Аудиофон, соответствующий теме занятия.

2. Правила дорожного движения «Мир путешествий по стране Дорожной азбуки» ( 5 часов)

Теория – 1ч Беседа о соблюдении Правил дорожного движения: во дворе, переходя дорогу, играя на улице, передвигаясь в личном и общественном транспорте. Работы выполняются из бумаги, пластилина. Используются природные материалы, картон, бросовые материалы. На занятии читаются загадки, стихи, сказки о ПДД.

Практика – 4 ч. Темы занятий: «Я иду в Лицей», «Мы – пешеходы», «Веселый светофор», «Виды транспорта», «Дорожные знаки и указатели», «Фликеры для темного времени суток». Просмотр отрывков из мультипликационных фильмов («Смешарики. Правила безопасности»). Работа с бумагой и картоном (30 часов).

Теория (4 часа): Виды бумаги: цветная бумага, цветной картон, бумажные салфетки, крепированная бумага. Различные способы работы с бумагой. Различные техники: аппликация, торцевание, оригами.

Практические занятия (26 часов):

Использование описанных техник в сочетании с различными приёмами работы (вырезание, складывание, смятие, разглаживание)

Для праздников, выставок и конкурсов готовятся коллективные работы.

Предлагаемые темы для работ: «Красота природы», «Цветы», "Дикие и домашние животные«

3. Работа с нестандартным и бросовым материалом (13 часов).

Теория (2 час): Знакомство с бросовым материалом ватные диски и палочки, одноразовые ложки, тарелочки, проволока, мишура, дождик, бусины, кружева, пластиковые бутылки, яичная скорлупа.

 

Интересный и захватывающий вид работы разнообразными подручными материалами. Данный вид работы позволяет развивать фантазию и воображение школьников.

Практические занятия (11 часов):

Выполнение превращений привычных предметов в произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь используются ватные диски и палочки, одноразовые ложки, тарелочки, проволока, мишура, дождик, бусины, кружева, пластиковые бутылки, яичная скорлупа.

Предлагаемые темы: поделки к Новому году, «Отцветший одуванчик», «Букет для мамы», «Ваза для бабушки», «Подставка для ручек», «Цветы», "Аист«.

4. Работа с природными материалами (12 часов).

Теория ( 2 часа): знакомство с кустарниками, деревьями, растениями – семена и плоды которых мы используем в работе.

Практические занятия (10 часов): Поделки представителей мира флора и фауны различных регионов нашей планеты, героев сказок и детских стихотворений.

Предлагаемые темы для поделок: «Цветы», «Животные и птицы», орнамент и декорирование, «Пасхальные мотивы». Выполнение коллективных и индивидуальных работ к конкурсам и выставкам.

5. Работа с текстильными материалами (10 часов).

Теория (2 часа): Требования техники безопасности с текстильными материалами. Знакомство с текстильными материалами: различные нитки, шпагат из джута, салфетки, вата.

Практические занятия (8 часов): Используются различные нитки, шпагат из джута, салфетки, вата.

Предлагаемые темы для конструирования: «Животные зимой», «Оформление салфетки», «Представители мира флоры», праздничные сувениры к Пасхе, коллективные и индивидуальные работы к конкурсам и выставкам.

Предусматривается проведение мастер-классов для совместного творчества детей и родителей способствует укреплению отношений в семье и взаимопониманию ребенка и взрослого. Проводятся во время общественных мероприятий. Дополнительно мастер-классы могут проводиться во время занятий при изготовлении сувенирной и подарочной продукции.

Предлагаются темы, соответствующие теме мероприятия «Новогодней мастерской Деда Мороза», «Масленицы», "Пасхи"

Цели программы

Создание условий для развития интереса и мотивации к занятиям прикладным творчеством обучающихся через развитие воображения, фантазии в создании изделий декоративно прикладного творчества, создание условий для их самовыражения.

Результат программы

В конце года обучающиеся будут знать:

· название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин, бросовый материал;

· название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;

· правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

Будут уметь

· правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

· соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

· анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

· экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

· изготовлять несложные поделки самостоятельно или с помощью преподавателя;

· украшать изделия, применяя основные элементы, стилизуя формы;

· шить стежком "вперёд иголка".

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Учебный кабинет, столы, стулья, компьютер, интерактивная доска, наглядные пособия, раздаточные материалы

Видео