«Основы экологических знаний о человеке»

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания и приобретают практические умения области анатомии, физиологии и экологии человека, которые смогут использовать в повседневной жизни, а также помогут им при выборе будущей профессии.

Отличительные особенности программы:

Программа построена на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия обучающихся между собой и учителем. Все образовательные разделы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но прежде всего формирование практических навыков. Выполнение практических заданий способствует развитию у детей творческих способностей и наблюдательности, умению проявлять личное отношение к сохранению своего здоровья, активную жизненную позицию как гражданина своей Родины.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические исследования дают обучающимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах в проектах.

Принцип построения программы: Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности обучающихся с учетом принципов проблемности, системности, наглядности, научности, деятельности, конструктивизма.

преподаватели

Программу кружка реализует преподаватель биологии, учитель высшей квалификационной категории Лабунец Ольга Юрьевна

Содержание программы

Содержание программы

Введение 

Цели и задачи курса. Введение в раздел «Экология человека». Место, значимость и практическая направленность курса

Раздел 1. Окружающая среда и здоровье человека человечества 

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Раздел 2.. Влияние факторов среды на функциональные системы органов 

Тема 1.1. Опорно-двигательная система 

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений

Тема 1.2. Кровь и кровообращение. 

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Тема 1.3.Дыхательная система 

Правильное дыхание. Горная болезнь. Гигиена воздуха. Профилактика заболеваний дыхательной системы

Тема 1.4. Пищеварительная система. 

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Тема 1.5. Кожа 

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Тема 1.6.Нервная система. Высшая нервная деятельность. 

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы ВНД. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Тема 1.7. Анализаторы. 

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия. Влияние окружающей среды на некоторые железы утренней секреции.

Раздел 4. Репродуктивное здоровье 

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие. Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Цели программы

Цель курса программы: сформировать у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области анатомии, физиологии и экологии человека, позволяющие освоить знания о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний, развивая интерес к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, и активизируя интеллектуальные и творческие способности в процессе решения познавательных задач.

Результат программы

Результатом курса кружка является формирование основ биологической познавательной модели как средства развития познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных умений находить информацию об экологических опасностях, проверять ее, преобразовывать, определять ее личный смысл. Публично представлять в просветительских целях, использовать для проектирования экологически безопасного образа жизни.

Материально-техническая база

Программа реализуется в кабинете биологии, кабинет соответствует санитарным нормам, оснащен необходимым оборудованием для проведения занятий.