«Фотомастер» (стартовый уровень)

Цифровая графика востребована в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей и молодежи, а умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика. В связи с этим данная программа актуальна.

При изучении данной программы учащиеся знакомятся с возможностями редактирования и улучшения фотографии, получают все необходимые знания и умения, позволяющие им работать во всех основных жанрах фотографии, технически грамотно осуществлять процесс. Содержание выстроено так, чтобы наиболее полно познакомить учащихся с особенностями художественной и технической сторонами фотографического процесса.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с фотоаппаратом, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, подросток познает истинную радость творчества. Программа позволяет многим подросткам найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.

преподаватели

Сафронова Надежда Юрьевна

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю с общей нагрузкой 4 часа, продолжительность одного занятия - 45 мин. Между занятиями предусмотрен перерыв не менее 15 минут.

Занятия при работе с компьютером могут проводиться по подгруппам и индивидуально.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и ПДД

Теория: ознакомление учащихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения. Ознакомление с кабинетом для занятий, правилами внутреннего распорядка, безопасности труда и личной гигиены. Инструктаж по ПДД. Беседа «Краткая история возникновения фотографии». Развитие техники от камеры-обскуры до цифрового фотоаппарата. Фотография как слепок времени.

Практика: тесты и игра на знакомство, обсуждение моделей фототехники.

 

Раздел 2. Основы цифровой фотографии

Тема 2.1. Цифровой фотоаппарат в подробностях

Теория: основные понятия и определения. диафрагма, выдержка, ISO, матрица, баланс белого, формат, фокусное расстояние, фокусировка, экспозиция, оптический зум.

Практика: поиск настроек фотоаппарата   по инструкции

Пользуясь инструкцией к фотоаппарату, найти нужные настройки.

Теория: виды фотоаппаратов. Устройство и принцип работы (пленочные, цифровые компактные, зеркальные).

Практика: сравнение зеркальных и компактных камер по критериям.

 

Тема 2.2. Оптика

Теория: объективы, их характеристики и возможности. Виды классификации объективов, их особенности, характеристики и возможности.

Практика: изучение возможностей имеющихся фотоаппаратов. Фокусное расстояние. Светосила.

 

Тема 2.3. Штативы и другие приспособления для съёмки. Презентация "Автомобиль, дорога, пешеход".

Теория: презентация "Автомобиль, дорога, пешеход". Виды опор. Использование штативов и подручных средств при недостаточной освещённости.

Практика: сьёмка со штатива.

 

2.4. Свет и его роль в фотографии

Теория: основные правила экспонометрии. Виды источников света – искусственное и естественное освещение, отражённый, боковой, фронтальный, рассеянный.

Практика: работа с настройками фотоаппаратов. Съёмка в автоматическом и ручном режиме.

Теория: что такое экспозиция. Связь между параметрами: выдержка, диафрагма, чувствительность.

Практика: работа с настройками фотоаппаратов. Съёмка в автоматическом и ручном режиме.

Теория: баланс белого и его влияние на качество фотографии.

Практика: работа с настройками фотоаппаратов. Съёмка в автоматическом и ручном режиме.

Теория: ручной режим установки выдержки и диафрагмы.

Практика: установка экспозиции в ручном режиме.

 

Тема 2.5. Режимы съёмки цифровой камеры

Теория: автоматический режим съёмки. Приоритет выдержки. Приоритет диафрагмы. Ручной режим. Специализированные творческие режимы.

Практика: фотосессия.

 

Тема 2.6. Основы композиции кадра

Теория: что такое композиция в фотографии. Композиция, виды, композиционные приёмы. Основные законы композиции.

Практика: определение основных композиционных приёмов на примере репродукций известных художников.

Теория: основные законы пропорции. Композиция как способ овладения вниманием зрителя. Способы решения композиционной задачи с помощью формата кадра.

Практика: получение изображения с применением основных правил законов композиции.

Теория: сюжетно-композиционный центр. Способы выделения сюжетно-тематического центра.

Теория: получение изображения с применением основных правил законов композиции.

 

Тема 2.7. Пространство в фотографии. Презентация "Дорожные знаки"

Теория: расстояние от точки съёмки до объекта. Влияние расстояния от точки съёмки до объекта. Гиперфокальное расстояние. Глубина резкости. Понятие ГРИП. Управление глубиной резкости.  Понятие масштаб, крупность плана.  Влияние ракурса и точки съёмки на изображения.

Практика: съемка из различных точек в разных ракурсах. Презентация "Дорожные знаки"

 

Тема 2.8. Гармония цвета

Теория: теория цвета. Двенадцатичастный цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов.

Практика: выполнение цветового круга красками с помощью смешивания цветов.

 

Тема 2.9. Основные жанры в фотографии

Теория: портрет, классификация портретов, особенности создания портретов, точка съёмке, поза на фотографии, особенности освещения.

Практика: сьёмка портрета.

Теория: пейзаж, городской пейзаж, проблемы пейзажной фотографии, создание глубины пейзажа, техника съёмки.

Практика: создание изображения.

Теория: натюрморт, особенности жанра, техника съёмки, композиция в натюрморте.

Практика: сьёмка натюрморта.

Теория: макросъёмка, особенности жанра.

Практика: сьёмка макрообъекта.

Теория: репортаж, композиция в репортаже, сьёмка торжественных и спортивных мероприятий, составление съёмочного плана.

Практика: съёмка репортажа.

Теория: экспериментальная фотография, особенности жанра, жанровая сьёмка, роль фоторепортёра, специальные способы съёмки.

Практика: фотосессия.

 

Тема 2.10. Искусство позирования

Теория: влияние света на фигуру и черты лица, эмоциональность в кадре и как ее создать.

Практика: позирование и создание эмоции в кадре.

Теория: эффективные ракурсы для показа фигуры, пластика рук и их влияние на восприятие зрителя.

Практика: позирование и работа с моделью.

 

Тема 2.11. Создание фотоистории

Теория: проектная работа. Постановка целей и задач. Составление плана работы.

Практика: сьёмка и оформление фотоистории.

 

Раздел 3. Основы работы в графическом редакторе GIMP

Тема 3.1. Основы растровой графики

Теория: основные термины и понятия графических изображений. Что такое разрешение? Игра по правилам дорожного движения.

Практика: сравнительный анализ двух изображений.

 

Тема 3.2. Знакомство с программой GIMP. Изучаем интерфейс

Теория: знакомство с программой GIMP. Изучаем интерфейс. Основные окна GIMP. Элементы главного окна. Окно изображения. Группировка окон. Операции с файлами. Комбинации клавиш. Окно настроек.

Практика: работа с программой.

 

Тема 3.3. Базовые операции в GIMP

Теория: типы изображений. Форматы файлов. Инструменты GIMP. Настройка параметров инструментов. Инструменты выделения: прямоугольное выделение, эллиптическое, свободное, выделение по цвету, умные ножницы. Режимы выделения, снятие выделения. Инструменты рисования. Инструменты преобразования: перемещение, выравнивание, кадрирование, вращение, масштаб, искривление, перспектива, зеркало.

Практика: работа с программой GIMP.

 

Тема 3.4. Работа с фотографиями

Теория: основные этапы корректировки изображений., выравнивание линии горизонта, кадрирование, определение чёрной и белой точек. Использование кривых. Быстрая и простая цветокоррекция. Насыщенность цвета. Корректировка неестественных цветов.

Практика: примеры обработки фотографий.

 

Тема 3.5. Текстуры, градиенты и палитры

Теория: текстуры, градиенты и палитры в графическом редакторе.

Практика: работа с программой.

 

3.6. Слои

Теория: что такое слои? Атрибуты слоя. Режимы слоя. Диалоговое окно слои. Корректирующие слои. Выделения и маски слоя.

Практика: изготовление календарей, рамок и коллажей.

 

Тема 3.7. Работа с текстом

Теория: инструмент текст и слои. Изменение и перемещение текста. Заливка цветом. Работа с градиентом. Применение различных эффектов к тексту с помощью различных фильтров.

Практика: работа с программой.

 

Тема 3.8. Рисование в GIMP

Теория: рисование в GIMP. Основные приемы рисования. Рисование окружностей. Инструмент заливка. Инструмент кисть. Создание собственной кисти. Стирание фрагментов изображения. Добавление текстовых надписей.

Практика: создание рисунков. Создание собственной кисти.

 

Тема 3.9. Фильтры

Теория: фильтры размывания, улучшения, искажения, света и тени, шума, декоративные фильтры, общие фильтры.

Практика: практическая работа с программой.

 

3.10. Создание коллажа

Теория: разработка идеи. Эскиз и план работы. Подбор составляющих.

Практика: создание коллажа.

 

3.11. Заключительное занятие. Сдача зачетной работы. Подведение итогов

Опрос по ПДД. Итоговая диагностика.

 

3.12. Организация фотовыставки

Теория: варианты оформления экспозиции.

Практика: оформление выставки.

 

Раздел 4.0. Подготовка к конкурсам.

Цели программы

Овладение умениями творческого использования знаний в области художественной фотографии, способствование формированию у детей эстетической культуры как составной части материальной и духовной культуры, формирование представления о различных возможностях обработки фотографического кадра, решение проблем, касающихся профессионального выбора, а также подготовки к последующему обучению в образовательных организациях.

Результат программы

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

·                 основы функционирования цифровых фотокамер;

·                 основные понятия и определения, принятые в цифровой фотографии;

·                 особенности и различия жанров фотографии;

·                 основные средства для работы с графической информацией.

Учащиеся должны уметь:

·                 фотографировать цифровой камерой (ЦФК);

·                 пользоваться основными настройками ЦФК;

·                 осмысленно выбирать композицию для построения кадра;

·                 выполнять цифровую обработку графических изображений;

Метапредметные результаты:

·                 развитие способности мыслить не стандартно и добиваться решения задач при выполнении деятельности наиболее эффективными способами;

·                 развитие способности к разработке, оформлению, презентации и реализации собственных творческих идей;

Сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
·                 умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

·                 умение оценивать результат своей работы;

·                 умение работать по плану;

            Познавательные УУД:

·        готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

·        умение находить ответы на вопросы;

·        удовлетворение потребности в расширении и углублении знаний в области фотоискусства;

·        реализация собственных творческих замыслов;

            Коммуникативные УУД:

·        умение работать в коллективе;

·        творческое сотрудничество;

·        умение выразить и грамотно обосновать свою точку зрения.

 

Личностные результаты освоения программы "Фотомастер":

·                 наличие устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области фотоискусства;

·                 умение доводить до конца начатое дело;

·                 умение бережно относится к результатам труда;

·                 наличие чувства коллективизма, готовности оказать помощь сверстникам и взрослым;

Особые условия проведения

Сроки реализации общеразвивающей программы стартового уровня – 1 год, объем- 144 часа.

Форма обучения – очная.

Группа разновозрастная, состав группы постоянный.

Материально-техническая база

Материально- техническое оснащение процесса обучения включает в себя:

·                 оборудование помещения. В кабинете должны быть: учебные столы, розетки, хорошее освещение;

·                 учебное оборудование, компьютер, программное обеспечение;

·                 учебно-наглядные пособия включают в себя специальную литературу, схемы, таблицы, демонстрационные фотографии, иллюстрации и журналы, видеоматериалы;

·                 организационно-педагогические средства объединяют разнообразную учебно-программную документацию, образовательную программу, методические рекомендации, различные задания, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Стоимость

Бюджетные средства.