Шоу-группа барабанщиц «Экспрессия» (стартовый уровень)

На фоне всеобщего увлечения танцевальными направлениями искусства, спортом и традиционными видами декоративно-прикладного и художественного творчества обращение к искусству барабанщиц – необычно, ново и увлекательно. Мало того, барабанщицы являются украшением любого парада, массового праздника, вносят торжественную нотку в то или иное мероприятие и настраивают на него публику. Помимо исполнения ритмичных барабанных дробей, поднимающих настроение, барабанщицы делают сложные и тем самым не менее зрелищные перестроения во время выступления.

Участие учащихся в художественно-творческой деятельности предполагает развитие активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом формирования у детей потребности и проявления способности самостоятельно решать творческие задачи, что активизирует развитие креативности.

преподаватели

Молодкина Марина Николаевна

Расписание

Периодичность проведения занятий – два раза в неделю по два занятия в день. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут.

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория: знакомство обучающихся с педагогом, с правилами техники безопасности и правилами поведения на занятиях; знакомство со спецификой предмета. Девушки «знакомятся» с инструментом, с особенностями образовательной программы. Педагог обращает внимание обучающихся на структуру (методические особенности) занятий на малом барабане.

Тема 1.2. Первичная оценка уровня подготовки учащихся.

Теория: объяснение цели и задач занятия.

Практика: на занятиях с помощью методов наблюдения, репродуктивного метода, диагностических упражнений исследуется уровень развития учащегося (чувства ритма, музыкального слуха, умения сосредоточиться, быстро «схватывать» предлагаемый материал и уметь наиболее точно его воспроизвести).

Раздел 2. Основы музыкальных знаний.

Тема 2.1. Звук и его свойство.

Теория: понятия низкий звук, высокий звук, длительность звука (целая нота, половинная нота, четверть, восьмая, шестнадцатая).

Тема 2.2. Метр и размер.

Теория: понятия метр, сильная и слабая доли; музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4 и пр.).

Практика: определение музыкального размера в произведении.

Тема 2.3. Ритмические фигуры.

Теория: понятия затакт, пауза; виды пауз; синкопа.

Практика: составление ритмических фигур.

Раздел 3. Ритм. Ритмический рисунок.

Тема 3.1. Отбивка ритма ладонями.

Теория – принцип отбивки простых ритмических рисунков при помощи ладоней.

Практика – прежде чем начать отбивать ритмические рисунки на малом барабане, обучающимся предлагается научиться отбивать ладонями по поверхности (стол, стул, колени) предлагаемые ритмические комбинации, чередуя руки (правая – левая), имитируя таким образом, удары барабанными палочками по барабану.

Тема 3.2. Основные принципы заучивания ритмического рисунка.

Теория – учащимся объясняются основные способы разучивания ритмических рисунков.

Практика – для лучшего запоминания ритмического рисунка учащимся предлагается несколько основных принципов разучивания (заучивания) ритмических рисунков, а именно: проговаривание (придерживаясь заданного темпо-ритма) разучиваемого материала, схематичная зарисовка, разбивка ритмических рисунков на части.

Тема 3.3. Исполнение (разучивание) простейших ритмических рисунков ладонями.

Теория – учащимся предлагаются определенные ритмические рисунки для запоминания и разучивания.

Практика – разучивание ритмических рисунков.

Тема 3.4. Значение музыкального размера в ритмических рисунках при игре на малом барабане.

Теория – музыкальный размер и его значение.

Практика – разучивание тренировочных упражнений.

Раздел 4. Техника игры на малом барабане.

Тема 4.1. Знакомство с инструментом.

Теория – в данной теме учащиеся знакомятся с устройством малого барабана и с историей его возникновения.

Тема 4.2. Постановка рук.

Теория – положение барабанных палочек в руках; разновидности постановки рук (традиционная, классическая постановка; параллельная, свободная постановка рук).

Тема 4.3. Звукоизвлечение.

Теория: понятия «звуковой тембр», «звуковой ритм», способы извлечения звука.

Практика – способы извлечения звука, тренировочные упражнения.

Тема 4.4. Исполнение простейших ритмических рисунков (этюдов) на малом барабане.

Теория – объяснение принципов исполнения ритмических композиций.

Практика: обучение игре на малом барабане; оттачивание материала на основе музыкальных этюдов для малого барабана.

Тема 4.5. Разучивание основных маршевых комбинаций.

Теория – объяснение принципов разучивания маршевых комбинаций.

Практика: разучивание маршевых комбинаций исполняемых на праздничных парадах под аккомпанемент духового оркестра.

Раздел 5. Перестроения.

Тема 5.1. Виды и способы перестроений.

Теория – объяснение правильного и точного исполнения перестроений.

Практика: прочёс, до-за-до, движение по квадрату, повороты «дощечкой».

Перестроения без движения в колонне. Перестроения во время движения в колонне. Смена линий.

Тема 5.2. Движение в колонне.

Теория – объяснение основных принципов движения в колонне.

Практика: правила построения в колонне; важность соблюдения интервала; положение головы во время движения в колонне; шаг «с одной ноги»; смена скорости ходьбы при перестроениях во время движения колонны.

Тема 5.3. Дефиле под собственный аккомпанемент.

Теория – координация, как одна из главных составляющих дефиле под собственный аккомпанемент.

Практика: совмещение ходьбы с игрой на малом барабане.

Раздел 6. Законы хореографии при игре на малом барабане.

Тема 6.1. Постановка корпуса и положение ног.

Практика: положение корпуса со время исполнения статичных номеров и во время прохождения.

Тема 6.2. Четкость и манера исполнения.

Практика – в данной теме отрабатываются различные элементы комбинаций. Особое внимание уделяется четкости поворотов корпуса, головы, положения ног, рук, и палочек во время исполнения номеров, а также манере исполнения танцевальных композиций. Обращается внимание учащихся на отсутствие «промежуточных» положений.

Тема 6.3. Синхронность.

Практика – одновременное и согласованное исполнение движений в группе (коллективе).

Раздел 7. По дороге с ПДД.

Тема 7.1. Безопасный маршрут.

Теория - правила перехода через проезжую часть.

Практика: учащиеся учатся грамотно с учетом безопасности выбирать наиболее удобный маршрут от дома до места проведения дополнительных занятий; схематическое изображение учащимися своего безопасного маршрута.

Тема 7.2. Перекресток. Виды перекрестков.

Теория: «Перекресток», «Виды перекрестков».

Тема 7.3. Регулирование дорожного движения.

Теория: формы регулирования движения; светофор; регулировщик; сигналы регулировщика.

Практика – игра «Регулировщик».

Тема 7.4. Дорожные знаки. Дорожная разметка.

Теория – дорожные знаки; группы знаков, дорожная разметка.

Практика – игра-викторина «Дорожный знак».

Тема 7.5. Велосипед.

Теория: история создания; устройство велосипеда; правила передвижения на велосипеде.

Тема 7.6. Организация дорожного движения. Дорожные «ловушки».

Теория: дорожная «ловушка» - ситуация обманчивой безопасности; примеры участия детей в дорожных «ловушках».

Тема 7.7. Ответственность за нарушение ПДД.

Теория – примеры ответственности детей и родителей при нарушении правил дорожного движения.

Цели программы

создание сплоченного творческого коллектива барабанщиц, посредством развития музыкальных, хореографических способностей у учащихся.

Результат программы

В процессе занятий по данной образовательной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:

·           знание основ музыкальной грамоты;

·           знание правил хранения и транспортировки инструмента;

·           умение настраивать инструмент;

·           умение правильно держать барабан и барабанные палочки;

·           знания в области истории возникновения ударных музыкальных инструментов, основные направления музыкальной культуры;

·           умение исполнять основные маршевые комбинации на малом барабане;

·           умения и навыки игры на малом барабане;

·           навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

·           умение держать заданный темп;

·           умение правильно держать барабанные палочки во время исполнения музыкальных композиций, вращать барабанными палочками;

·           иметь начальное представление о хореографии (положение корпуса, головы и ног во время исполнения маршевых комбинации статично и динамично);

Метапредметные результаты:

·         развитие четкости, координации и синхронности при выполнении движений;

·         положительная динамика в формировании эмоциональной сферы и умении выражать эмоции;

·         прогресс в развитии чувства ритма, музыкального слух, восприятия, внимания, воли, памяти, двигательно-моторных способностей.

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Барабанщицы» будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

·         коммуникативные – формируют умение слушать и исполнять танцевальные композиции, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

·         познавательные – общеуниверсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);постановка и решение проблемы (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Приобщение к шедеврам мирового хореографического искусства, народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствуют формированию целостной художественной культуры мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие обучающихся.

·         регулятивные – умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; способность осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; способность прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; уметь предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; быть готовым к мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллекционного публичного выступления и при подготовке к нему.

·         личностные учебные действиявыражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Личностные результаты освоения программы «Баробанщицы»:

·         знание основ сценической культуры и умение применять знания на практике;

·         наличие устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального и хореографического искусства;

·         проявление уважительного и бережного отношения к творчеству, произведениям искусства, музыкальным инструментам.

Особые условия проведения

Зачисление в группу проходит без предварительного отбора. Наполняемость групп – 12 – 15 человек. Состав групп постоянный.

Материально-техническая база

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Барабанщицы» необходим светлый, просторный оборудованный зеркалами зал, хорошая аппаратура (музыкальный центр), грамотно подобранный музыкальный материал, исправный инструмент (малый барабан, оснащенный удобным ремнем), барабанные палочки, удобная, не сковывающая движения, одежда и обувь. Возможно использование на занятиях персонального компьютера в целях демонстрации концертных номеров. Для лучшего усвоения учащимися учебного материала, а также в целях самосовершенствования учащихся в домашних условиях возможно применение дистанционных форм обмена информацией с помощью сети Интернет

 

Стоимость

бюджетные средства