«Радуга» (базовый уровень)

Новизна и актуальность программы заключается в разработке упражнений и заданий, сочетающих в основы изобразительной грамоты с практическими заданиями творческого характера. Программа построена таким образом, чтобы посредством выполнения специальных заданий и упражнений, основывающихся на использовании различных инструментов и материалов и знакомстве с их свойствами, ребенок продолжил расширять свой кругозор, познавать окружающий мир, совершенствовать свои навыки и умения в области изобразительной деятельности, развивать свой творческий потенциал.

Коммуникативные потребности обучающихся удовлетворяются посредством использования игровых технологий, внедрения коллективных форм работы на занятиях, а также посредством диалога педагога и обучающегося, обмена мнениями, беседы. Также комплекс упражнений позволяет осуществить на практике принцип интегративного обучения, что является фактором интеллектуального развития личности.

преподаватели

Позднева Людмила Викторовна

Расписание

Занятия 1 года обучения проводятся два раза в неделю, сгруппированы по два учебных занятия. Продолжительность одного занятия 45 минут с перерывом между ними 15 минут, что соответствует допустимым для данного возраста нагрузкам.

Занятия 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю, сгруппированы по 3 учебных занятия. Продолжительность одного занятия 45 минут с перерывом между ними 15 минут, что соответствует допустимым для данного возраста нагрузкам.

Занятия 3 года проводятся 2 раза в неделю, сгруппированы по 3 учебных занятия. Продолжительность одного занятия 45 минут с перерывом между ними 15 минут, что соответствует допустимым для данного возраста нагрузкам.

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» базового уровня составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, в который заложены следующие приоритетные направления художественного образования детей: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарований и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность.

Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения. Программа построена на основе преемственности, вариативности, акцент делается на рисование с натуры, по памяти, представлению, на декоративное рисование, занятия лепкой, аппликацией, беседы об искусстве и красоте окружающего мира. Комплекс заданий и упражнений, входящий в состав настоящей программы, направлен на формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для дальнейшего творческого развития. Разнообразие видов деятельности расширяет кругозор детей, позволяет выбрать необходимые средства для достижения цели и способствует интеграции знаний из одной сферы деятельности в другую. Программа адаптирована, переработана и составлена на основе опыта работы и программ по дополнительному образованию.

Цели программы

развитие творческих способностей посредством занятий изобразительной деятельностью.

Результат программы

Программа нацелена на подготовку обучающихся к достижению личностных, метапредметных, (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Предметные результаты:

- расширить диапазон инструментов и материалов и отработка навыка их использования в творческом процессе;

- расширить и углубить знания теории и истории изобразительного искусства;

- формировать понятия о ценности предметов мировой культуры;

- уметь передать выразительность в рисунке и декоративной работе;

- отработать навыки передачи пространства в рисунке;

- совершенствовать навыков создания композиции.

Метапредметные результаты:

- уметь сформулировать цель и разрабатывать план действий для ее реализации;

- уметь рисовать объекты с натуры, по памяти, по представлению;

- уметь анализировать форму предметов и выбирать наиболее эффективные способы построения объектов при рисовании, моделировки объема, передачи пространства, использования композиционных приемов;

- уметь создавать композиции на заданные темы, рисовать по памяти и воображению;

-  знать основы колористики и применение их в творческой работе;

- знать свойства материалов и сочетание техник их использования для создания творческой работы;

- расширить и углубить знания в области истории и теории изобразительного искусства;

- уметь использовать знания из других сфер для воплощения творческих задач.

Сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- уметь работать по плану;

- уметь формулировать цель деятельности и стремиться к её достижению;

- уметь анализировать форму предметов;

- уметь объективно оценивать результат своей работы и сопоставлять его с образцом.

Познавательные УУД:

- уметь находить ответы на поставленные вопросы;

- уметь классифицировать и обобщать предметы и явления на основании жизненного опыта.

- уметь классифицировать и обобщать предметы и явления на основании имеющихся знаний и жизненного опыта;

- уметь делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно находить информацию и использовать ее для реализации творческой идеи;

- уважать иную точку зрения и собеседника;

- совершенствовать умения грамотно, понятно и логично выражать свои мысли;

- сохранять добросердечные отношения в коллективе, наличие уважения к иной точке зрения и к собеседнику;

- выполнять различные роли при совместной работе.

Личностные результаты:

Освоение программы предполагает формирование следующих умений:

- проявлять самостоятельность и активность в различных видах деятельности, наличие инициативности, а также уверенности в своих силах;

- воспитывать чувство коллективизма, готовность оказать помощь сверстникам и взрослым.

- уметь доводить до конца начатое дело;

- уметь бережно относиться к результатам своего труда и труда товарищей.

Освоение программы предполагает формирование следующих компетенций:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- знать несколько народных художественных промыслов России, определять их особенности, знать историю формирования и развития;

- различать по стилистическим особенностям искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы, России);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Мезени, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных композиций;

- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества, знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа, научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь, сангина, уголь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека

Особые условия проведения

Группы формируются из числа учащихся одной возрастной группы, с постоянным составом детей. Наполняемость групп 12-15 человек. Зачисление в группы происходит на условиях перевода после успешного освоения учащимися материала программы стартового уровня по изобразительному искусству. Также в данные группы могут приниматься и вновь прибывающие дети после прохождения специального тестирования и опроса (вступительные задания для зачисления на базовый уровень зачисления даны в приложении к данной программе), при наличии определенного уровня общего развития, знаний и навыков.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по данной образовательной программе в учебном помещении должно находиться следующее оборудование, инструменты и материалы:

- столы и стулья для учащихся и педагогов;

- шкафы для хранения дидактических материалов, инструментов, художественных принадлежностей;

- учебная доска, мелки белые и цветные;

- учебные наборы с красками, палитрами, стаканами для воды, цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, резиновыми ластиками, художественными кистями;

- наборы картона, цветной бумаги, пластилина, клеящие карандаши;

- телевизор (плазменная панель).

Стоимость

бюджетные средства