«Музыка и дети» (стартовый уровень)

Актуальность программы «Музыка и дети» заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства.

преподаватели

Мельник Светлана Владимировна

Расписание

Занятия по программе «Музыка и дети» проводятся 2 раза в неделю сгруппированные по 2 занятия, продолжительность одного занятия – 30 минут для детей 6-7 лет и 45 минут для детей 8-16 лет, что соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14. На занятии предусмотрена смена вида деятельности и перерыв 15 минут.

Содержание программы

Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент - оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром. Инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности. В России теория и методика музыкального воспитания и обучения детей игре на фортепиано развивается и непрерывно совершенствуется с середины XIX века. На рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы эстетического развития детей средствами музыкального искусства, через обучение инструментальному исполнительству - игре на фортепиано и других музыкальных инструментах. В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н.Карасев, А.Л.Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д.Ушинский и многие другие ученые разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые-теоретики, методисты и воспитатели прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

В течение всего XX столетия российская теория музыкального воспитания и обучения непрерывно совершенствовалась параллельно с развитием передовой музыкально-педагогической научной мысли и находила свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано – это интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узко - специальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

- хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и, таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;

- развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;

- развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить наперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;

- развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;

- игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.

Актуальность программы «Музыка и дети» заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости и творчества. Актуальность данной программы состоит также в возможности творческого самовыражения ребенка и позитивной социализации посредством обучения навыкам исполнительского искусства.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Новизна представленной образовательной программы заключается в том, что в ней соединены лучшие достижения развивающей педагогики с методами индивидуального обучения.

Цели программы

приобщить учащихся к музыкальной культуре через обучение игре на фортепиано.

Результат программы

Результатом освоения программы "Музыка и дети" является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

Личностные:

-развитие вокально-хоровой компетентности;

-музыкально-творческая компетенция;

-развитие компетентности слушания музыки;

-развитие компетентности музыкальной грамотности;

-развитие компетентности концертных выступлений;

-развитие компетентности оценки успешности;

-сформированность музыкально-эстетического вкуса;

-сформированность навыка здорового образа жизни;

-внимание;

-сформированность чувства ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированности.

-умение осмысливать музыкальные произведения, события путём изложения в письменной форме, в форме бесед, дискуссий;

-наличие музыкальной памяти;

-наличие художественного вкуса;

-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими трудностями;

-наличие чувства ответственности и дисциплинированности.

Метапредметные:

-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.

Регулятивные УУД:

-умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

-осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

-умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

-умение проводить простые сравнения между произведениями искусства;

-умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки;

 

Коммуникативные УУД:

-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

-участие в музыкальных и воспитательных мероприятиях;

-сформированность познавательной активности учащихся, аналитических способностей, любознательности;

-сформированность умения держаться на сцене;

-сформированность у детей умения управлять своим поведением;

-способность рассказать о своём впечатлении от прослушанного музыкального произведения и умение провести взаимосвязь с окружающим миром на основе своего жизненного опыта.

-умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

-положительная динамика в развитии познавательной активности, любознательности;

-навык сценического исполнительства;

-умение планировать свои действия;

-умение рассказать свои впечатления о прослушанном произведении.

Предметные:

-знание характерных особенностей музыкальных жанров;

-знание музыкальной терминологии;

-умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

-умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

-умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-навыки подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

-навыки публичных выступлений;

-знание музыкальной грамоты;

-умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте.

Особые условия проведения

Занятия проводятся в групповой форме, состав групп постоянный. Формируются 3 возрастные группы: дети 6-7 лет, дети 7-11 лет, дети 12-16 лет.

В связи со спецификой организации занятий необходимо организовать работу в малых группах. Количество детей в группе 5-10 человек.

Материально-техническая база

1.Просторный кабинет с хорошим освещением и проветриванием.

2.Фортепиано.

3.Стул для фортепиано.

4.Музыкальный центр.

5.Компьютер.

6.Музыкальные фонограммы.

Стоимость

внебюджетные средства