- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- «Друзья природы» (стартовый уровень)
«Друзья природы» (стартовый уровень)
Программа включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое.
Постоянная взаимосвязь теории и практики эффективно способствует формированию эколого-биологических компетенций.
На занятиях учащиеся рисуют, слушают, наблюдают за животными, обсуждают экологические проблемы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
преподаватели
Караульная Татьяна Федоровна
Расписание
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных занятия, длительность одного занятия - 45 минут с перерывом между занятиями 15 минут.
Содержание программы
Раздел 1. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: дорога в школу и домой. Правила дорожного движения.
Практика: нет
Раздел 2. Цветоводство
Тема 2.1. Происхождение комнатных растений.
Теория: повторение правил дорожного движения. Происхождение комнатных растений.
Практика: работа с определителем растений.
Тема 2.2. Уход за комнатными растениями, использование их в интерьере. Экскурсия в цветочный магазин.
Теория: правила ухода за комнатными растениями. Экскурсия в цветочный магазин.
Практика: уход за комнатными растениями
Раздел 3. Почва.
Тема 3.1 Роль почвы. Состав почвы.
Теория: значение почвы в круговороте веществ, структура и состав почвы.
Практика: изучение состава почвы и их свойств
Раздел 4. Удобрения.
Тема 4.1. Внесение удобрений, подкормка комнатных растений.
Теория: Виды удобрений, подкормка комнатных растений
Практика: подкормка комнатных растений
Тема 4.2. Приготовление почвенной смеси с внесением органического удобрения.
Теория: влияние удобрений на почву
Практика: приготовление почвенной смеси для посадки цветов.
Тема 4.3. Органические удобрения.
Теория: определение понятия органические удобрения. Нормы внесения удобрений.
Практика: изучение органических удобрений
Тема 4.4.Неорганические удобрения.
Теория: калийные, азотные, фосфорные удобрения. Примеры неорганических удобрений.
Практика: изучение нерганических удобрений
Тема 4.5. Закладывание опыта «Влияние удобрений на рост растений».
Теория: влияние удобрений на почву
Практика: опыт «Влияние удобрений на рост растений»
Раздел 5. Растительный террариум.
Тема 5.1. «Бутылочные сады» – практический эксперимент.
Теория: разнообразие растений
Практика: «Бутылочные сады» – практический эксперимент.
Тема 5.2. Растения в аквариуме.
Теория: водоросли аквариума, строение, размножение, разнообразие.
Практика: нет
Раздел 6. Дизайн – растения в интерьере.
Тема 6.1. Светолюбивые и теневыносливые растения. Цветы в интерьере.
Теория: понятия светолюбивые и тенелюбивые, условия их произрастания, разнообразие.
Практика: уход за комнатными растениями
Тема 6.2. Композиция с букетом. Практическая работа.
Теория: виды композиций с букетом
Практика: составление букета.
Раздел 7. Подготовка и проведение экскурсий по живому уголку.
Тема 7.1. Обитатели живого уголка. Обзорная экскурсия.
Теория: знакомство с животными – обитателями живого уголка. Обзорная экскурсия.
Практика: проведение экскурсии по живому уголку.
Тема 7.2. Млекопитающие. Морские свинки. Песчанки.
Теория: внешнее строение, повадки морских свинок, песчанок. Значение в природе.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 7.3. Млекопитающие. Дегу. Декоративные крысы.
Теория: знакомство со средой обитания, внешним строением, биологическими особенностями дегу, декоративными крысами и их значением в природе.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 7.4. Млекопитающие. Песчанки.
Теория: знакомство со средой обитания, внешним строением, биологическими особенностями песчанок и их значением в природе.
Практика: уход за животными живого уголка
Тема 7.5. Многообразие и значение млекопитающих в природе и жизни человека.
Теория: знакомство с многообразием млекопитающих и значением их в природе и жизни человека.
Теория: повадки, поведение, внешнее строение, особенности внутреннего строения, связанные с полетом
Практика: уход за птицами живого уголка
Тема 7.6. Пресмыкающиеся. Водная красноухая черепаха. Подготовка экскурсии.
Теория: водная красноухая черепаха – Туфи, игуана Несси.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 7.7. Земноводные. Аквариумные шпорцевые лягушки. Подготовка экскурсии.
Теория: аквариумные шпорцевые лягушки. Внешнее строение, биологические и экологические особенности земноводных и их значение в природе.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 7.8. Рыбы. Аквариумные рыбки. Подготовка экскурсии.
Теория: аквариумные рыбки. Внешнее строение, среда обитания, значение в природе.
Тема 7.9. Брюхоногие. Улитки наземные. Виноградная улитка.
Теория: определение, брюхоногие, виды улиток, образ жизни, питание и значение.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 7.10. Комнатные растения.
Теория: особенности комнатных растений.
Практика: наблюдение за комнатными растениями.
Раздел 8. Пернатые - обитатели живого уголка
Тема 8.1. Содержание птиц и уход за ними.
Теория: внешнее строение, повадки, значение птиц в природе.
Практика: корма для птиц, кормление и уход за ними.
Тема 8.2. Разведение певчих и декоративных птиц.
Теория: певчие и декоративные птицы, образ жизни, повадки и значение.
Практика: подготовка экскурсии.
Тема 8.3. Попугаи. Амадины.
Теория: внешнее строение, повадки, значение птиц в природе.
Практика: корма для птиц, кормление и уход за ними.
Тема 8.4. Занятие по ПДД. Дорожные знаки. Пассажир-участник дорожного движения.
Теория: дорожные знаки. Пассажир-участник дорожного движения.
Практика: нет
Раздел 9. Охрана окружающей среды.
Тема 9.1. По страницам Красной книги.
Теория: изучение Красной книги. Растения, занесенные в Красную Книгу.
Практика: написание и защита проекта
Тема 9.2. Акция «Поможем птицам».
Теория: виды кормушек.
Практика: изготовление кормушек.
Тема 9.3.Экологическое состояние и проблемы растительных ресурсов.
Теория: виды растений и проблема их исчезновения.
Практика: написание проектов «Проблемы растительных ресурсов».
Тема 9.4. Рациональное использование и охрана животного мира.
Теория: виды животных и проблема их исчезновения.
Практика: написание проектов «Проблемы исчезновения животных».
Тема 9.5. Охраняемые территории Московской области.
Теория: заказники, заповедники, памятники природы.
Практика: написание проектов «Охраняемые территории Московской области».
Тема 9.6. Написание и защита проектов. Правила дорожного движения. Светофоры.
Теория: требования к написанию проектов, правила дорожного движения на дорогах.
Практика: защита проектов.
Тема 9.7. Подведение итогов работы кружка.
Беседа по правилам поведения на дорогах на летних каникулах (1час).
Теория: правила поведения учащихся на дорогах на летних каникулах.
Практика: защита проектов.
Цели программы
Способствовать углублению и расширению знаний учащихся о растительном и животном мире и развитию их творческого потенциала
Результат программы
Личностными результатами освоения учащимися программы является формирование следующих умений:
· уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые биологические и экологические понятия;
· развивать инициативу и самостоятельность в разнообразных видах творческой деятельности;
· уметь слушать и слышать другое мнение;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цели занятия с помощью педагога;
· выбирать темы исследовательского проекта;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· искать ответы на вопросы;
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· уметь делать выводы.
· выявлять причины и следствия простых явлений.
· уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит дополнительный материал.
Коммуникативные УУД:
· уметь взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли);
· уметь самостоятельно договариваться друг с другом;
· выполнять различные роли при совместной работе;
· уметь слышать и слушать педагога и других учащихся;
Предметными результатами освоения программы к концу обучения являются следующие знания и умения:
Учащиеся должны знать:
· биологические и экологические особенности животных;
· значение животных в природе, жизни человека;
· меры охраны животных, борьбы с животными - паразитами, профилактики заражения ими;
· правила безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
Ø применять экологические, биологические знания на практике;
Ø распознавать изученных животных на рисунках;
Ø наблюдать, зарисовывать, объяснять, делать выводы;
Ø соблюдать правила поведения в природе;
Ø проводить наблюдения за поведением животных;
Ø применять правила безопасного труда;
Ø оформлять исследовательскую работу.
Особые условия проведения
Программа рассчитана на один год обучения, дает достаточно времени и возможностей для реализации творческих способностей детей. Имеет теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 144 часа, 24 часа отводится для проведения мероприятий по каникулярному модулю.
Форма обучения очная.
Учащиеся формируются в разновозрастные группы постоянного состава, количество человек в группе не более 11 человек. Малые группы обусловлены соблюдением техники безопасности при работе с животными и малой площадью кабинета.
Материально-техническая база
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по этой образовательной программе в учебном помещении имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:
· столы и стулья для учащихся и педагогов;
· шкафы для хранения дидактических пособий, учебников и пособий;
· учебные наборы с красками, цветными карандашами;
· аквариумы;
· клетки с домашними животными;
· настольные игры.
Стоимость
Бюджетные средства