«Друзья природы» (стартовый уровень)

Программа включает в себя разнообразные направления экологии: фенологическое, ботаническое, зоологическое, краеведческое.

Постоянная взаимосвязь теории и практики эффективно способствует формированию эколого-биологических компетенций.

На занятиях учащиеся рисуют, слушают, наблюдают за животными, обсуждают экологические проблемы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

преподаватели

Караульная Татьяна Федоровна

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных занятия, длительность одного занятия - 45 минут с перерывом между занятиями 15 минут.

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория: дорога в школу и домой. Правила дорожного движения.

Практика: нет

 

Раздел 2. Цветоводство

Тема 2.1. Происхождение комнатных растений.

Теория: повторение правил дорожного движения. Происхождение комнатных растений.

Практика: работа с определителем растений.

Тема 2.2. Уход за комнатными растениями, использование их в интерьере. Экскурсия в цветочный магазин.

Теория: правила ухода за комнатными растениями. Экскурсия в цветочный магазин.

Практика: уход за комнатными растениями

 

Раздел 3. Почва.

Тема 3.1  Роль почвы. Состав почвы.

Теория: значение почвы в круговороте веществ, структура и состав почвы.

Практика: изучение состава почвы и их свойств

 

Раздел 4. Удобрения.

Тема 4.1. Внесение удобрений, подкормка комнатных растений.

Теория: Виды удобрений, подкормка  комнатных  растений

Практика: подкормка комнатных  растений

Тема 4.2. Приготовление почвенной смеси с внесением органического удобрения.

Теория: влияние удобрений на почву

Практика:  приготовление почвенной смеси для посадки цветов.

Тема 4.3. Органические удобрения.

Теория: определение понятия органические удобрения. Нормы внесения удобрений.

Практика: изучение органических удобрений

Тема 4.4.Неорганические удобрения.

Теория: калийные, азотные, фосфорные удобрения. Примеры неорганических удобрений.

Практика: изучение нерганических удобрений

Тема 4.5. Закладывание опыта «Влияние удобрений на рост растений».

Теория: влияние удобрений на почву

Практика: опыт «Влияние удобрений на рост растений»

 

Раздел 5. Растительный террариум.

Тема 5.1. «Бутылочные сады» – практический эксперимент.

Теория: разнообразие растений

Практика: «Бутылочные сады» – практический эксперимент.

Тема 5.2. Растения в аквариуме.

Теория: водоросли аквариума, строение, размножение, разнообразие.

Практика: нет

 

 

Раздел 6. Дизайн – растения в интерьере.

Тема 6.1. Светолюбивые и теневыносливые растения. Цветы в интерьере.

Теория: понятия светолюбивые и тенелюбивые, условия их произрастания, разнообразие.

Практика: уход за комнатными растениями

Тема 6.2. Композиция с букетом. Практическая работа.

Теория: виды композиций с букетом

Практика: составление букета.

 

Раздел 7. Подготовка и проведение экскурсий по живому уголку.

Тема 7.1. Обитатели живого уголка. Обзорная экскурсия.

Теория: знакомство с животными – обитателями живого уголка. Обзорная экскурсия.

Практика: проведение экскурсии по живому уголку.

Тема 7.2. Млекопитающие. Морские свинки. Песчанки.

Теория: внешнее строение, повадки морских свинок, песчанок. Значение в природе.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 7.3. Млекопитающие. Дегу. Декоративные крысы.

Теория: знакомство со средой обитания, внешним строением, биологическими особенностями дегу, декоративными  крысами и их значением в природе.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 7.4. Млекопитающие. Песчанки.

Теория: знакомство со средой обитания, внешним строением, биологическими особенностями песчанок и их значением в природе.

Практика:  уход за животными живого уголка

Тема 7.5. Многообразие и значение млекопитающих в природе и жизни человека.

Теория: знакомство с многообразием млекопитающих и значением их в природе и жизни человека.

Теория: повадки, поведение, внешнее строение, особенности внутреннего строения, связанные с полетом

Практика: уход за птицами живого уголка

Тема 7.6. Пресмыкающиеся. Водная красноухая черепаха. Подготовка экскурсии.

Теория: водная красноухая черепаха – Туфи, игуана Несси.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 7.7. Земноводные. Аквариумные шпорцевые лягушки. Подготовка экскурсии.

Теория: аквариумные шпорцевые лягушки. Внешнее строение, биологические и экологические особенности земноводных и их значение в природе.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 7.8. Рыбы. Аквариумные рыбки. Подготовка экскурсии.

Теория: аквариумные рыбки. Внешнее строение, среда обитания, значение в природе.

Тема 7.9. Брюхоногие. Улитки наземные. Виноградная улитка.

Теория: определение, брюхоногие, виды улиток, образ жизни, питание и значение.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 7.10. Комнатные растения.

Теория: особенности комнатных растений.

Практика: наблюдение за комнатными растениями.

 

 

Раздел 8. Пернатые - обитатели живого уголка

Тема 8.1. Содержание птиц и уход за ними.

Теория: внешнее строение, повадки, значение птиц в природе.

Практика: корма для птиц, кормление и уход за ними.

Тема 8.2. Разведение певчих и декоративных птиц.

Теория: певчие и декоративные птицы, образ жизни, повадки  и значение.

Практика: подготовка экскурсии.

Тема 8.3. Попугаи. Амадины.

Теория: внешнее строение, повадки, значение птиц в природе.

Практика: корма для птиц, кормление и уход за ними.

Тема 8.4. Занятие по ПДД. Дорожные знаки. Пассажир-участник дорожного движения.

Теория: дорожные знаки. Пассажир-участник дорожного движения.

Практика: нет

 

Раздел 9. Охрана окружающей среды.

Тема 9.1. По страницам Красной книги.

Теория: изучение Красной книги. Растения, занесенные в Красную Книгу.

Практика: написание и защита проекта

Тема 9.2. Акция «Поможем птицам».

Теория: виды кормушек.

Практика: изготовление кормушек.

Тема 9.3.Экологическое состояние и проблемы растительных ресурсов.

Теория: виды растений и проблема их исчезновения.

Практика: написание проектов «Проблемы растительных ресурсов».

Тема 9.4. Рациональное использование и охрана животного мира.

Теория: виды животных  и проблема их исчезновения.

Практика: написание проектов «Проблемы исчезновения животных».

Тема 9.5. Охраняемые территории Московской области.

Теория: заказники, заповедники, памятники природы.

Практика: написание проектов «Охраняемые территории Московской области».

Тема 9.6. Написание и защита проектов. Правила дорожного движения. Светофоры.

Теория: требования к написанию проектов, правила дорожного движения на дорогах.

Практика: защита проектов.

Тема 9.7. Подведение итогов работы кружка.

Беседа по правилам поведения на дорогах на летних каникулах (1час).

Теория: правила поведения учащихся на дорогах на летних каникулах.

Практика: защита проектов.

Цели программы

Способствовать углублению и расширению знаний учащихся о растительном и животном мире и развитию их творческого потенциала

Результат программы

Личностными результатами освоения учащимися программы является формирование следующих умений:

·                  уметь определять и высказывать под руководством педагога самые простые биологические и экологические понятия;

·                 развивать инициативу и самостоятельность в разнообразных видах творческой деятельности;

·                 уметь слушать и слышать другое мнение;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·                 определять и формулировать цели занятия с помощью педагога;

·                 выбирать темы исследовательского проекта;

·                 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·                 искать ответы на вопросы;

·                 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

·                 уметь делать выводы.

·                 выявлять причины и следствия простых явлений.

·                 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит дополнительный материал.

Коммуникативные УУД:

·                 уметь взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли);

·                 уметь самостоятельно договариваться друг с другом;

·                 выполнять  различные роли при совместной работе;

·                 уметь слышать и слушать педагога и других учащихся;

 

Предметными результатами освоения программы к концу обучения являются следующие знания и умения:

Учащиеся должны знать:

·   биологические и экологические особенности животных;

·   значение животных в природе, жизни человека;

·   меры охраны животных, борьбы с животными - паразитами, профилактики заражения ими;

·  правила безопасности труда.

 

Учащиеся должны уметь:

Ø    применять экологические, биологические знания на практике;

Ø    распознавать изученных животных на рисунках;

Ø    наблюдать, зарисовывать, объяснять, делать выводы;

Ø    соблюдать правила поведения в природе;

Ø    проводить наблюдения за поведением животных;

Ø    применять правила безопасного труда;

Ø    оформлять исследовательскую работу.

Особые условия проведения

Программа рассчитана на один год обучения, дает достаточно времени и возможностей для реализации творческих способностей детей. Имеет теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 144 часа, 24 часа отводится для проведения мероприятий по каникулярному модулю.

Форма обучения очная.

Учащиеся формируются в разновозрастные группы постоянного состава, количество человек в группе не более 11 человек. Малые группы обусловлены соблюдением техники безопасности при работе с животными и малой площадью кабинета.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для эффективной организации и проведения занятий по этой образовательной программе в учебном помещении имеется перечень оборудования, инструментов и материалов:

·                 столы и стулья для учащихся и педагогов;

·                 шкафы для хранения дидактических пособий, учебников и пособий;

·                 учебные наборы с красками, цветными карандашами;

·                 аквариумы;

·                 клетки с домашними животными;

·                 настольные игры.

Стоимость

Бюджетные средства