В мире экологии

      Усилиями учителей биологии и экологии прививается детям любовь к природе, показываются ее величие, красота и ранимость; становится видимым мир сложных взаимодействий живой природы, человека и среды. Это важная ответственная работа, ибо результат ее влияет на экологическую грамотность и нравственность подрастающего поколения. Очевидно, что повышение уровня экологической образованности общества в целом может изменить и стиль мышления хозяйственных руководителей, и поведение каждого гражданина. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия. Такой человек не станет браконьером, не будет наносить вред природе во время отдыха или устройства садового участка, не позволит расточительства по отношению к ее ресурсам – будь то вода, топливо или электроэнергия.

       Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек – часть живой природы; его назначение – познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; вызвать стремление принимать личное участие в решении экологических проблем.

преподаватели

Кириллова Виктория Николаевна

Содержание программы

Введение
Организм и среда. Возможности размножения организмов и их ограничения средой. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде.Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы и ритмы организмов.

Сообщества и популяция. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций.Рост численности и плотности популяций.Динамика численности популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.
Экосистемы. Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Продуктивность агроценозов. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем. Биосфера как глобальная экосистема.

Цели программы

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Предметные:

углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний по экологии, и знаний о природе, полученных в начальной школе;

Метапредметные:

формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Личностные:

воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Результат программы

Планируемые результаты.

- качественное повышение уровня знаний;

- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности,

- привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук.

- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в олимпиадах, научных конференциях.

После реализации программы учащиеся должны знать:

основные факты, понятия, теории и законы экологии для объяснения различных природных процессов.

Должны уметь:

· проводить наблюдения, эксперименты;

· выполнять исследовательскую работу;

· стремиться к приобретению новых знаний, позволяющих познавать природу;

· понимать ключевую роль экологии и биологии в современном обществе, в решении экологических проблем человечества.

· повышать мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла;

· овладевать дополнительными знаниями, умениями и навыками в обозначенной области;

разрабатывать свои собственные учебно-исследовательские и научно- исследовательские работы и проекты

Особые условия проведения

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 8 до 13 лет (средний курс экологии). Также программа может быть использована для учащихся старших классов.

Время и место проведения учебных занятий регулируются расписанием занятий детского объединения.однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического объединения (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

 

Материально-техническая база

Материально-технические условия

Для проведения практических занятий используются гербарии, карточки, тесты, фото по темам, коллекции, микропрепараты, микроскопы, схемы, таблицы, слайды.

Это помогает лучше передавать материал, а учащимся усвоить его.

Информационное обеспечение:

используются средства ИТК- мультимедийный проектор, видео(ДВД), диски, видеофильмы, экран, ноутбук, компьютер.

Формы аттестации/ контроля:

Для проверки знаний используется:
- Фронтальная беседа
- Мозговой штурм
- Исследовательские работы учащихся
- Участие в школьной учебно-поисковой конференции «Первые шаги в науку», участие в олимпиадах.