«Друзья леса»

Программа «Друзья леса» способствует расширению и углублению знаний учащихся о роли лесных богатств в жизни людей, растительном и животном мире наших лесов, лесоведении и лесоводстве, основах лесной таксации, охране и защите леса. Позволяет проводить наблюдение в природе, вести исследовательскую работу и заниматься опытами в изучении определённых тем.

 

Программа предполагает познавательную, практическую, природоохранную, исследовательскую деятельностью обучающихся; получение знаний через личный опыт, практические занятия.

 

Действенной формой подготовки детей к трудовой деятельности является практическая работа на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда и ведение опытнической и исследовательской работы.

преподаватели

Смирнов Александр Анатольевич

Содержание программы

Раздел 1. Введение в образовательную программу.

Раздел 2. Охрана природы

2.1. Введение.

2.2. Охрана окружающей среды от загрязнений.

2.3. Экологические основы ресурсосберегающих технологий.

2.4. Правовые основы охраны природы.

2.5.ПДД

Раздел 3. Лесоводство

3.1. Введение.

3.2. Основы ботаники и почвоведения.

3.2.1. Лесная ботаника.

3.2.2. Лесные почвы.

3.3. Дендрология

3.3.1. Хвойные породы.

3.3.2. Лиственные породы.

 

3.4. Основы лесоведения

3.4.1. Общие понятия о природе леса.

3.4.2. Основные сведения об экологии леса.

3.4.3. Возобновление леса.

3.4.4. Формирование древостоев и смена пород.

3.4.5. Типология леса.

3.5. Лесоводство

3.5.1. Лесное законодательство РФ.

 

3.5.2. Лесоводственное обоснование рубок главного пользования. 

3.5.3. Содействие естественному возобновлению.

 

3.5.4. Технология заготовки древесины.

3.5.5. Технология и организация лесосечных работ.

3.5.6. Лесоводственное обоснование рубок ухода за лесом.

3.5.7. Технология рубок ухода за лесом.

Раздел 4. Итоговое занятие.

Цели программы

Развитие познавательной активности обучающихся в области лесоводства через овладение основами лесного хозяйства.

Результат программы

В результате работы по данной программе деятельность учащихся определяется следующими оценочными характеристиками:

Личностные:

· сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;

· готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

· сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

· сформированность мотивации школьников к целенаправленной познавательной деятельности;

· потребность в занятии социально значимым трудом;

· сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.

Метапредметные:

· умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;

· проектирование, планирование, анализ, прогнозирование своей деятельности;

· умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

· умение использовать различные ресурсы для достижения целей;

· умение устанавливать контакты с представителями социума;

· деловое, межличностное, межвозрастное общение;

· уважение других людей, готовность к сотрудничеству;

· овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

· способность принимать решений и умение брать ответственность на себя;

· умение работать в команде;

· добровольное самоограничение в процессе выполнения необходимых действий при реализации проекта;

· применение полученных знаний на практике и т. п.

Предметные:

· приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания;

· приобретение опыта практической деятельности по преобразованию окружающего социума на основе знаний, полученных на уроках и во внеурочной деятельности;

· воспринимать и анализировать результаты своего труда и правильность применения знаний во время реализации проекта;

· формирование эмоционально-ценностного отношения к экологии и к жизни, осознание

· системы общечеловеческих ценностей;

· способность осваивать экологическую картину современного мира;

· ориентирование в социальных и информационных коммуникациях;

· реализация творческого потенциала в собственной деятельности;

· самоопределение и самореализация личности на практикоориентированном уровне.

 

 

В результате освоения программы должны знать

- значение охраны природы, защиты и охраны леса;

– взаимосвязь леса с окружающей средой;

 

- основные древесные и кустарниковые породы области, их хозяйственное значение,

плоды и семена;

- элементы леса;

- способы возобновления значение лесной типологии;

- возрастные этапы леса;

- способы рубок;

- меры содействия естественному возобновлению;

- технологию заготовки древесины;

- технологию и организацию лесосечных работ;

- технологию рубок ухода за лесом.

 

Должны уметь:

- работать с гербариями, коллекциями, натуральными образцами;

- определять физические свойства почв;

- определять лекарственные растения, произрастающих в лесу;

- определять породы деревьев или кустарников по семенам;

- работать с нормативной документацией по рубкам главного пользования;

 

- оформлять документацию о выявленных нарушениях установленного порядка отпуска леса на корню, технологии лесосечных работ, технологии рубок ухода.

 

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Плакаты и таблицы:

· основные элементы и признаки леса;

· календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

· техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

· виды зеленых насаждений;

· типы птичьих домиков;

· наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

· болезни леса;

· охрана лесов от пожаров;

· виды лесных пожаров;

Образцы и коллекции:

· спилы разных пород деревьев

· набор семян древесных и кустарниковых пород;

· образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

· гербарии основных лесообразующих пород;

· гербарии лекарственных растений;

· коллекции шишек основных лесообразующих пород;

· муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование:

· для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

Измерительные приборы и инструменты:

· призма Анучина, мерные ленты, рулетки, компасы, мерная вилка, высотомер, буссоль. Оргтехника:

· ноутбук;

· мультимедийный проектор;

· экран;