«Пионербол»
Программа предназначена для учащихся, с разноуровневой физической подготовленностью и не предполагает специального отбора, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Основываясь на курсе обучения игре в волейбол, который рассчитан на учащихся начиная с 5 класса, программа адаптирована к возрастным особенностям и физическим возможностям младших школьников.
Отличительные особенности программы:
o обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом, физического развития, пола, двигательной подготовленности учащихся ;
o достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
o уделяется внимание психологической подготовке учащихся, устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости;
o при реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием физических качеств посредством игры «Пионербол». Пионербол– один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в пионербол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в пионербол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно – ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
преподаватели
Программу реализует учитель физкультуры высшей квалификационной категории Мосолова Татьяна Анатольевна.
Содержание программы
Содержание учебного плана
I.Введение. Техника безопасности. ПДД. – 8 часов.
– введение в предмет (теория).
– инструктаж по технике безопасности (теория).
– правила дорожного движения (теория).
II. Основы знаний – 4 часа
- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма (теория).
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований (теория).
III. Специальная физическая подготовка – 10 часов
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси» (практика).
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку (практика).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны (практика).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота (практика).
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении. (практика).
I. Технико-тактические приемы – 50 часов
1. Подача мяча – 5 часов
- техника выполнения подачи; (практика).
- прием мяча; (практика).
- подача мяча по зонам, управление подачей (практика).
2. Передачи – 10 часов
- передачи внутри команды; (практика).
- передачи через сетку; (практика).
- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке (практика).
3. Нападающий бросок – 5 часов
- техника выполнения нападающего броска; (практика).
- нападающие броски с разных зон (практика).
4. Комбинированные упражнения – 14 часов
- подача – прием; (практика).
- подача – прием – передача; (практика).
- передача – нападающий бросок (практика).
5. Учебно-тренировочные игры – 16 часов
- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке; (практика).
- отработка индивидуальных действий игроков; (практика).
- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу) (практика).
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Цели программы
Обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности, обеспечение прав ребёнка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию.
Результат программы
Прогнозируемая результативность:
o Освоение образовательной программы
o Участие в муниципальных и региональных соревнованиях
o Включение в число победителей и призёров соревнований
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
o установка на здоровый образ жизни;
o ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
o знание основных моральных норм на занятиях спортивными играми и ориентации на их выполнение.
Метапредметные:
Познавательные:
o ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать влияние спортивных игр на самочувствие;
o владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры;
o владеть основными техническими приемами;
o применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом;
o формировать первичные навыки судейства;
o планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
Регулятивные:
o организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем;
o соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
o адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время соревнований, индивидуальных и групповых заданий;
o проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
o самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после
Коммуникативные:
o учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
o договариваться и приходить к общему решению в работе командной игры, по группам, парам;
o контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
o осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
o задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Предметные:
Учащиеся научатся:
o играть активно, самостоятельно и с удовольствием;
o организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры на переменах и физкультминутках;
o владеть скакалкой (прыжки и бег через скакалку) и мячом (ловля и передача мяча);
o самостоятельно проводить в соответствии с правилами 5-6 подвижных игр; владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры»;
o выполнять правила игры в пионербол, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом.
Учащиеся получат возможность узнать:
o о значение пионербола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
o правила безопасного поведения во время занятий пионерболом;
o названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
o наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
o упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
o контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
o основное содержание правил соревнований по пионерболу;
o жесты судьи;
o игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты;
Материально-техническая база
Программа реализуется в спортивном зале, спортивный зал соответствует санитарным нормам, оснащен необходимым оборудованием, для проведения занятий.